Гендиректор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Дмитрий Малютин:

В июле было объявлено о проблемах туроператоров, некоторые из которых давно и хорошо известны. Туристический рынок меняется, однако уход с рынка многих туроператоров-старожилов связан не только с колебаниями курсов валют или снижением спроса на организованный отдых в связи с чемпионатом мира по футболу. Подобные события не могут так глобально поменять ситуацию, чтобы заставить заметных игроков уйти.

Изменения на рынке не являются отражением какого-то затяжного кризиса – эволюционирует сама структура рынка. У туриста появились новые инструменты, которые позволяют ему находить в онлайне и сравнивать огромное количество вариантов отдыха. Туристы привыкли к тому, что через интернет они могут самостоятельно выбрать конфигурацию тура, которая наилучшим образом подходит конкретно для них. Кроме того, в сети есть возможность мониторить цены и поймать выбранный вариант отдыха по самой низкой, вместо того чтобы покупать тур по цене на момент посещения агентства в офлайне.

Мы видим, что поездки, которые покупают через интернет имеют существенно ниже средний чек, чем те, что приобретены через офлайн-агентства – наш средний чек ниже офлайна почти в 2 раза именно из-за возможности найти в онлайне лучшую цену без переплат. Мы видим, что только в июне количество поездок через наш сервис онлайн бронирования, выросло на 58%, по сравнению с первым летним месяцем прошлого года – платежеспособный спрос определенно перераспределяется из офлайна в онлайн. Сейчас, чтобы оставаться на рынке и быть конкурентноспособным всем туроператорам и агентствам придется внедрять новые технологии – жить по старой схеме уже не представляется возможным. Благодаря технологическим инновациям, спрос перераспределяется, и поставщики туристических продуктов вынуждены становиться отрытыми и прозрачными – больше уделять внимания клиенту, повышать качество сервиса, учась при этом быть экономически эффективными. Это непросто для бизнесов старой формации, поэтому часть туристических компаний уходят и это совершенно нормально.

Традиционные агентства все равно найдут себе место на рынке, однако, соотношение между офлайном и онлайном перераспределится. В частности, в консервативной России пока еще только порядка 7% турпакетов продается в сети, а в странах Скандинавии этот процент – почти в 10 раз больше. Россияне уже научились путешествовать в Турцию, Грецию, Кипр, Таиланд, Вьетнам и Индию, самостоятельно находя выгодные предложения в онлайне по ценам, которые для офлайна выглядят как чудо. Туристы на собственном кошельке почувствовали экономию, так что тенденция перераспределение спроса в онлайн точно сохранится.

Что касается качества туристических продуктов – рост рынка привлек внимание законодателей и они заинтересовались судьбой тысяч отдыхающих, которые часами ждали своего вылета в аэропортах. Правила игры должны и будут меняться — это заставит авиакомпании соблюдать графики перелетов, а у путешественников появится больше доверия к турпакетам.

Когда на рынке много негативных новостей, конечно, людям трудно сохранять спокойствие, но так периодически происходит в любой  отрасли, которую трансформируют технологии – в банковской сфере, в страховании. Кто-то приходит, а кто-то закрывается, потому что не рассчитал силы и не научился работать эффективно. Неприятно, что некоторые организации уходят с невыполненными обязательствами перед туристами – хотелось бы чтобы таких проблем было меньше. Надеюсь, сейчас удастся минимизировать ущерб – над этим работает много людей.