Мышей и прочих грызунов не первый десяток лет используют для всяческих научных опытов. Отчасти это, наверное, даже оправдано — благодаря таким опытам создаются новые лекарства, которые спасают людей. Как именно сегодня используют мышей, рассказал Рауль Гайнетдинов, директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ.

Современная наука придумала специальный термин для подопытных мышей — мышь нокаутная. Происхождение термина ученые не объясняют, но нетрудно уловить связь с боксом, где нокаут — победа над «отключившимся» соперником.

Используют нокаутных мышей, в частности, дофаминовой нейротрансмиссии. Дофамин — вещество, которое вырабатывается в головном мозге человека.

«Сниженный уровень дофамина может нарушить регуляцию движения, повышенный — вызвать гиперактивность, физическое и психическое возбуждение», — объяснили в СПбГУ.

Чтобы изучить влияние уровня дофамина поначалу использовали обычную нокаутную мышь. То снижали у нее уровень вещества в организме, то повышали. И внимательно следили за состоянием грызуна — в какой момент он отправится в нокаут.

«На протяжении 20 лет на этой модели тестировались новые лекарства, которые потенциально могут избавить от дефицита дофамина, были изучены более сотни веществ, направленных на подавление дофаминовой гиперактивности», — рассказали петербургские ученые.

Однако сегодня простой нокаутной мыши, как выяснилось, недостаточно. Пришлось исследователям пойти дальше и создать нокаутную …крысу. Этот вид, оказалось, ближе к человеку.

Поведение крыс более развито, мозг больше, что позволяет эффективнее заниматься научной работой.

Кстати, нокаутные мыши и крысы используются не только для исследований с дофамином.

«Другим направлением работы ученых является фармакология рецепторов следовых аминов (TAAR). Это девять генов, которые были открыты только в 2001 году, и их функция в организме человека до сих пор неизвестна», — рассказали в СПбГУ.

И здесь петербургские ученые значительно продвинулись вперед. Достаточно сказать, что специалисты из СПбГУ первыми в мире изучили восемь генов. В других уголках земного шара работа идет только с одним геном. Достичь таких результатов удалось во многом благодаря уникальной коллекции TAAR-нокаутных мышей.

Ранее, напомним, петербургские ученые взялись изучать человеческий кишечник и обнаружили, что около половины бактерий там науке до сих пор неизвестны.