Типографский бизнес в Петербурге — на грани вымирания или тотальной трансформации. Вслед за закрывающимися газетами гибнет и печатное дело. На очереди — смерть Санкт-Петербургского газетного комплекса. Уход этого игрока перекроит рынок, не оставив места конкуренции и выбора — оставшимся в городе газетам.
Типография на Ленинском проспекте закрывается с 1 сентября. Десятки сотрудников со ставшими вдруг невостребованными профессиями выйдут на рынок труда, и им, как и другим типографиям города, придется учиться жить в новых условиях, когда газета бумажная — пережиток прошлого, а все новости можно прочитать в смартфоне.
Фото: Яндекс. Панорамы
«Мы выполняем решение Министерства экономического развития. Ни для кого не секрет, что газетные медиа сокращаются, как и выпуск газет. Они продолжают жить в электронной среде. И МЭР, оценив потенциал региона, решило, что достаточно тех мощностей, которые есть на данный момент. Поэтому Санкт-Петербургский газетный комплекс закрывается», — объяснила «Мойке78» руководитель отдела маркетинга и коммуникаций АО «Первая Образцовая типография» Галина Устинова. Санкт-Петербургский газетный комплекс является филиалом этой компании.
Уход Санкт-Петербургского газетного комплекса для рынка потрясением не станет, считают эксперты. Издания, которые печатались в газетном комплексе, перераспределятся между оставшимися участниками рынка, но концептуально ничего не изменится. На газетах как прибыльном бизнесе пора ставить крест.
«Что касается традиционной офсетной печати, идет падающий тренд: потеря интереса, количества потребителей. Век цифровых технологий и онлайн-платформ тоже делает свое дело. Да и качественная составляющая сильно упала. Газетный комплекс исторически ориентировался на печать и выпуск газетной продукции ежедневного и еженедельного толка формата информационных и социально-политических изданий — традиционных газет. Но время газет в том формате, в котором они существовали в годы расцвета того же газетного комплекса, минуло», — отмечает коммерческий директор типографии «Девиз» Илья Имамназаров.
Между тем именно «Девиз» получил в конце прошлого года крупный контракт от Смольного — Комитет по печати и взаимодействию со СМИ заключил с этой типографией договор на сумму в 65 млн рублей. По нему «Девиз» занялся печатью правительственной газеты «Петербургский дневник». И заявка этой типографии была единственной.
Среди клиентов «Девиза» — «Комсомольская правда», «Метро», «Аргументы и факты», «Петербургский телезритель», «Бюллетень недвижимости» и еще свыше 200 изданий. Отметим, ранее те же «Аргументы и факты» и «Комсомольскую правду» обслуживал Санкт-Петербургский газетный комплекс.
Типографиям, которые не могут заполучить таких клиентов, можно или ждать конца, или искать новые ниши в газетной печати, перейдя с традиционных газет на иную продукцию.
«Газетная ротация — это интересные возможности с точки зрения тиража и себестоимости производства. Если отлажено качество, а производство работает таким образом, что конечный продукт удовлетворяет рекламному назначению, то вот и замещение традиционной газете. Вопрос перестройки стратегии», — уверен Илья Имамназаров.
Газеты все меньше интересуют горожан, становятся убыточными и не успевают за быстрыми электронными СМИ. В марте этого года в Петербурге перестала выходить печатная версия газеты «Мой район», в 2015 громко закрылись сразу три петербургских издания «Вечерний Петербург», «Смена» и «Невское время». Позже «Вечерку» возродили под названием «Вечерний Санкт-Петербург» и на бюджетные деньги. В конце 2012 года закрылась бумажная версия «РБК Daily в Петербурге» — газета работала в убыток, а читателей на сайте было больше, чем тиража.
Добивает печатный бизнес и уход каталогов крупных торговых сетей в интернет. От печати своих рекламных буклетов отказались многие ретейлеры. А те, что не ушли в сеть, открыв онлайн-каталоги, уже покинули рынок. Так, типографии потеряли клиента в лице MediaMarkt и его фиолетово-розовые каталоги.
В АО «Первая Образцовая типография» подчеркнули, что закрытие газетного комплекса в Петербурге никак не связано с разбирательствами по поводу приватизации.
Напомним, Первая Образцовая типография была приватизирована в 2016 году. Тогда Санкт-петербургский газетный комплекс уже был включен в ее структуру. Приватизационные торги выиграло ООО «Юнитекс».
Но позже торги признали недействительными и через суд вернули акции типографии государству. Однако к этому времени выяснилось, что «Юнитекс» заложил недвижимость «Первой Образцовой типографии» попавшему под санацию «Промсвязьбанку».
ФГУП «Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс» был создан в 1993 году, через 11 лет — преобразован в ОАО «Санкт-Петербургский газетный комплекс». Филиалом «Первой Образцовой типографии» стал с июня 2011 года.