Предвыборный год начал обратный отсчет в Петербурге. Действующий губернатор Георгий Полтавченко припас туза в рукаве — Восточный скоростной диаметр. Этот проект станет для него имиджевым — все большие стройки Полтавченко приходилось «донашивать» за предыдущими градоначальниками. Но ВСД при такой спешке может превратиться в новый очаг напряженности в городе и сыграть с губернатором плохую шутку.
Проект строительства Восточной хорды или Восточного скоростного радиуса — принципиален для Полтавченко. О нем он докладывал президенту РФ Владимиру Путину во время открытия центрального участка ЗСД в 2016 году. А в конце того же года в программном интервью федеральным СМИ Полтавченко объявил сроки старта строительства — через 1,5 — 2 года.
На исходе 2018-й — время собирать камни и запускать прокладку широкополосной магистрали. Она уже вызвала бурления в обществе во время обсуждения трассировки ВСД. С новой силой народное недовольство вспыхнуло со стартом слушаний в районах, по территории которых проляжет очередная платная дорога.
Планировочное решение участка ВСД. Изображение: gov.spb.ru
Изменений, внесенных в Генплан в 2017 году, оказалось недостаточно. Тогда удалось добиться отвода трассы до жилых домов по улице Ворошилова на расстояние до 300 метров и отменить строительство транспортной развязки ВСД с Индустриальным проспектом.
С приближением слушаний-2018 в соцсетях снова множились группы протестующих против планов по строительству ВСД. Горожане боятся, что их жизнь станет ремейком мучений обитателей Канонерского острова, над головами которых протянули ЗСД. К тому же не избежать сноса зданий. Некоторые из которых — исторические.
История вопроса
В конце 2015 года АО «ЗСД» провело начало искать автора градостроительного обоснования на строительство Широтной магистрали скоростного движения с мостом через Неву в створе ул. Фаянсовая – ул. Зольная. Контракт на работы тогда получило АО «Институт «Стройпроект», которое взялось создать обоснование за 14 млн рублей.
Далее в дело вступил КРТИ. В течение 2017 года комитет заключил три контракта на подготовку документации по планировке территории для размещения магистрали. Речь шла о трех этапах: от первого — участок от примыкания к ЗСД до пересечения с Витебским пр., включая транспортный узел на Витебском пр. до второго — участок от транспортного узла до пересечения с Союзным пр., и заканчивая третьим — участок от Союзного пр. до административной границы Санкт-Петербурга.
Все три конкурса выиграло все то же АО «Стройпроект», получив контракты на общую сумму более 100 млн рублей.
Схема первого участка ВСД. Изображение: gov.spb.ru
Затем на сцену снова вышло АО «ЗСД» с контрактами на более серьезные суммы. Речь шла уже выполнении изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации по ВСД. Тут три контракта поделили «Институт «Стройпроект» и АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург». У «старожила» проектирования ВСД — соглашения по 1 и 3 этапам на 530 млн рублей, а у новичка этого проекта — контракт почти на 339 млн.
К чему спешка
Контракт по последнему участку — от Союзного пр до границы с Ленобластью — гласит, что инженерные изыскания должны быть завершены к ноябрю 2018, а разработка проектной документации — к февралю 2019. Откорректированную документацию после госэкспертизы заказчик — АО «ЗСД» получит только в апреле 2019. Таким образом, существует только трассировка, проекта еще нет. А Смольный уже торопится начинать работы, которые затронут жителей Красногвардейского, Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов.
Более того, пока так и не решено — мост или тоннель будет построен в створе Фаянсовой и Зольной улиц для переправы через Неву. Не найдены партнеры для концессии, пока лишь подписаны протоколы о намерениях с Евразийским банком развития и ВТБ. Но Полтавченко озвучивает сроки, которые обязывают его ускорять процесс: начать строительство в 2020 и сдать ВСД в 2022 году.
Трассировка ВСД на осень 2016 года. Изображение: gov.spb.ru
Если планы Полтавченко по победе в выборах-2019 осуществятся, то к исходу своего третьего срока он, наконец, сможет, оставить Петербургу хоть один начатый и завершенный при нем же крупный проект. Есть и другой вариант развития событий: ВСД — это затравка для избирателей. С одной стороны, губернатору нужно что-то пообещать городу в канун выборов, с другой — ни ему, ни команде утомленных вице-губернаторов не хочется брать на себя бремя согласований и риски социального недовольства. В этом случае при новом сроке Полтавченко ВСД станет долгостроем почище «Зенит-Арены»: годы корректировок, заигрывание с горожанами под видом учета их мнения, долгие поиски концессионеров.
Какой ценой
Другой вопрос, не станет ли такой пропуск к третьему сроку миной замедленного действия. Спешка при проектировании — залог социальных протестов. И Петербург знает об этом не понаслышке. Из-за такой спешки при проектировании моста Бетанкура бюджет судорожно ищет деньги для расселения квартир дома на Ремесленной, 5. Ошибку уже признал вице-губернатор Игорь Албин.
В бесконечные суды вылилось срочное строительство участка ЗСД на Канонеркой — там жильцы требуют тишины, а «Магистрали Северной столицы» строят по второму кругу шумозащитные экраны. О спасении от шума молят и обитатели домов на Васильевском острове, мимо которых мчат по ЗСД автомобили. ВСД обещает обострение таких проблем и волны выступлений градозащитников, если под снос пойдут исторические здания.
Вопрос цены — это и вопрос выплаты недополученной прибыли. Проблема болезненна для ЗСД и грозит перенестись на его «младшего брата». Напомним, большая часть стоимости строительства ЗСД — около 134 млрд рублей — оплачена из бюджета Петербурга, остальное — деньги «Магистралей Северной столицы». При этом доходы ЗСД капают на счета «Магистралей», а не в казну города.
Более того, та самая казна платит МСС недополученную прибыль. И сумма эта растет ежегодно: 4 млрд 600 млн в 2016, 5 млрд 200 млн в 2017 году. Бремя выплат будет лежать на бюджете города, пока ЗСД не начнет зарабатывать заложенные проектом 9 млрд 600 млн в год.
Похоже Георгий Полтавченко в предвыборном запале не задается вопросом, нужна ли казне города новая финансовая «пиявка» в виде ВСД, только строительство которой оценено в 165 млрд рублей.