Репутация зеленой столицы Петербургу точно не светит. Местные деревья постепенно выкашиваются некомпетентностью чиновников, тотальной застройкой и ураганными ветрами. Не так давно о себе напомнила еще одна старая проблема —  губительная болезнь вязов, известная как графиоз. 

Эпидемия графиоза обрушилась на петербургские вязы в 2015 году. Болезнь распространялась быстро и к началу следующего года уже охватила 15 районов города. Под удар, по данным активистов, попала почти половина всех вязов Петербурга. Дошло до того, что Комитет по природопользованию инициировал создание портала «Графиоз мониторинг». Там собиралась онлайн-карта очагов болезни — всего порядка 700 по всему городу. Пополнять карту поручили студентам и школьникам. А губернатор Георгий Полтавченко подчеркнул, что если не вырубить сегодня пораженные растения, завтра погибнет вся популяция. 

Разговоры о болезни постепенно утихли. Новый очаг заражения активисты этой осенью обнаружили в Московском районе. Чиновники, по их словам, особой прыти по вырубке больных деревьев не проявляют. Меры принимаются только после отправки официального обращения через службу 004 или портал «Наш Санкт-Петербург». При этом на рассмотрение заявки может уходить до 30 дней. Слов Полтавченко о том, что больные деревья рубить надо сразу, никто не вспоминает.

Вкупе со всеми остальными факторами графиоз может нанести серьезный урон зеленым насаждениям города. Невозможно не заметить то, что в последнее время в Петербурге участились ураганные ветра. Только 12 и 13 сентября стихия повалила более 150 деревьев. В конце июля в поселке Лисий Нос не пережил грозу старейший дуб Петербурга. Следующий сильный ветер в городе обещают уже вечером 20 сентября. Выстоять, вероятно, смогут не все деревья.

Львиная доля зеленых насаждений гибнет под топорами чиновников и девелоперов. Одни срубают деревья ради собственных строительных проектов, другие — в целях безопасности прореживают сухие и аварийные насаждения. Взамен обещают новые. Но, как обычно бывает, на месте величавых дубов появляются хилые молодые саженцы.

«Те деревья, которые высаживаются, не приживаются. Для того, чтобы достигнуть нормального размера, который приносил бы пользу, должно пройти 10 лет. Все эти 10 лет оно не дает тех бенефитов, которые от него ждут», — пояснила автор проекта «Деревья Петербурга» Мария Тиника.

Вторая крайность — деревья почему-то высаживают не там, где срубили. Закон предписывает в том же районе города/муниципальном образовании, где происходила вырубка. Но он не предостерегает от того, что новое дерево появится у дома соседа, а не там, где было изначально. 

Отметим, графиоз — опасная сосудистая грибковая болезнь вязов. В Петербурга была занесена в 1995 году из Польшы. Распространяется с пораженного дерева на соседние здоровые. Одни из её переносчиков — жуки-короеды. В Петербурге быстрому заражению способствует особая линейная посадка. Если не бороться с графиозом, можно потерять все вязы на территории города.