Вот уже много дней продолжается обсуждение выходок футболистов Кокорина и Мамаева. О том, почему эта история вызвала такой общественный резонанс, рассуждает психолог, эксперт в области антикризисного PR Ирина Исангулова:

У каждой истории агрессивного поведения разные причины и психологические механизмы «выскакивания» агрессии. Кто-то вспомнит истории с агрессивным поведением В. Жириновского, cлучай майора Евсюкова и проч.

Возможно, нитью, на которую нанизываются подобные истории-бусины, является страх, который испытывает человек, сталкиваясь с ними на страницах СМИ, экране ТВ и интернете.  Страх, опасение за свою жизнь, жизнь близких, ощущение опасности. Если в Москве, прямо на улице, посредине белого дня в хорошем дорогом заведении на человека, обладающего властью и статусом, могут напасть и избить, то что может произойти с простым человеком в его городе?

Любой скандал, получивший широкую огласку и бурный отклик, открывает «зияющую дыру в общепринятой реальности». История с Мамаевым и Кокориным именно такова. Хулиганы на улицах городов и поселков России не такая уж и редкость.

Чаще всего это именно группы агрессивно настроенных людей, которые открыто нарушают общественный порядок. Интересно, что происхождение слова «хулиган» берет начало в фамилии человека, отличавшегося буйным нравом, благодаря опять же тому, что эта фамилия постоянно мелькала в газетных хрониках. Возможно, после нынешнего скандала возникнет новое слово, обозначающее групповое хулиганство личностей, которые имеют известность, — например, феномен Мамаева-Кокорина или «мамаево кокоринство».

Так вот, история с драками Мамаева и Кокорина — это не просто уличное хулиганство. За счет публичности личностей возникает еще одна «дыра» общественного сознания – это несправедливость. Люди опасаются безнаказанности из-за особого статуса этих фигур.

И если это так, то страх усиливается чувством незащищенности.

Что касается проявления спонтанной агрессии, то психологическим механизмом ее проявления является чрезмерное накопление вследствие отсутствия условий для ее сбрасывания, отыгрывания, понимания.

У взрослых людей в норме агрессия находится под сильным контролем сознания, открытое проявление агрессии табуировано в любом обществе. В крайнем случае мы допускаем выход раздражения в интонации или гримасы недовольства. Проявление агрессии в виде швыряния предметов или физическое нападение возможно уже в более личных коммуникациях. Если агрессия накопилась, то спонтанный ее выход могут обеспечить препараты, которые снижают сознательный контроль – алкоголь и различные средства, а также такие состояния, как чрезмерная усталость.

Предупредить накопление агрессии позволяет в первую очередь осознанность, понимание своего самочувствия. Второй шаг: отследив у себя напряжение в теле, раздражительность или злость, глубже дышать. Осознанность закрепляет принятие этой агрессии, понимание, на что или кого она направлена. Еще лучше выразить эту агрессию, например, через физическую активность, где есть такие упражнения, как топанье ногами, битье подушки или «груши». Однако эти средства, несмотря на то, что они достаточно просты, использует не очень большое количество людей. Это связано с менталитетом, отношением общества к агрессии как к чему-то совершенно неприемлемому и неподобающему приличному человеку. То есть само осознание, что ты зол или обижен\/ – уже проблема, с которой не каждому по силам справиться без обучения.

Распознать, есть ли у тебя склонность к внезапному проявлению агрессии? можно по уже имеющимся эпизодам. То, что проявлялось однажды, с большой вероятностью может повториться. То, что агрессия накопилась, можно выявить и по таким проявлениям, как хроническая усталость, стресс или болезни. Также указанием на вытесненную агрессию может служить большое количество несчастных случаев — начиная от постоянных задеваний руками или телом за предметы и кончая падениями, порезами острыми предметами и т. д.