После недавних пенсионных новаций Министерство труда  подготовило проект специальной программы по профессиональному обучению граждан пенсионного возраста. Свои идеи предлагают и частные образовательные учреждения. Об особенностях рынка труда для пенсионеров рассуждает руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова:

На данный момент среди всех соискателей в базе hh.ru начитывается более 2 миллионов резюме кандидатов, достигших пенсионного возраста. Это 6% от общего количества всех резюме на портале.

Если строить прогнозы, то в 2019 году рынок полнится еще на 190 тыс. резюме людей пенсионного возраста, в 2020 – на 216,6 тыс. К 2030 году доля резюме от соискателей 60+ будет превышать 18% в общей структуре рынка, что равно примерно 3 миллионам резюме.

Разумеется, не все специалисты «серебряного» возраста сейчас проявляют активность на рынке труда. По нашим данным, только около полумиллиона кандидатов, которые уже вышли на пенсию, в текущем году создали или обновили резюме, что косвенно свидетельствует об их интересе к трудоустройству. Больше всего таких соискателей насчитывается в профобластях продаж (12% от всех созданных или обновленных резюме кандидатов, которые уже на пенсии), административного персонала (9%), бухгалтерии (8%), производства и транспортно-логистического сектора (по 6%). Также можно выделить домашний персонал и сферу науки, образования. В общем количестве созданных или обновленных резюме кандидатов пенсионного возраста их доля не велика, но внутри каждой из этих сфер в целом чаще других появляются резюме именно возрастных сотрудников.

Если говорить о доле приглашенных на собеседования кандидатов зрелого возраста, то она, признаем честно невелика. И это плохая новость. Но есть и хорошая – с каждым годом эта доля растет. Еще пять лет назад она была на уровне 3%, сейчас – 9%. То есть, по данным первого полугодия 2018 года, практически каждое десятое приглашение на собеседование было адресовано соискателям в возрасте 45+ от всех приглашений в принципе.

По большому счету, работодателей интересует лишь один момент – какую пользу для бизнеса на конкретной позиции сможет принести конкретный человек. И дело даже не в возрасте. Большинство опасений работодателей, судя по данным опросов, относительно возрастных кандидатов, связаны с отсутствием современных знаний в своей области; излишней привязанностью к накопленному опыту, который зачастую мешает обучению; нехваткой психологической гибкости для адаптации к новым технологиям, бизнес-процессам и внешним условиям; неготовностью находить общий язык с молодыми руководителями; слабыми навыками использования современных технологий (программы, гаджеты и т.п.).

На любой из этих пунктов можно найти контраргумент, однако истина рождается не в споре, а в осмыслении. Чтобы быть востребованным на рынке труда, не нужно целиком полагаться на помощь государства или кого бы то ни было еще. Следует держать руку на пульсе и следить за новыми тенденциями в своей профобласти (широко) и в профессии (узко), обращать внимание на развитие смежных дисциплин, наблюдать за тенденциями на рынке труда (hh.Индекс – бесплатный аналитический инструмент). Не стоит бояться новых технологий – Big Data, искусственный интеллект, роботы и пр. – они должны вызывать не панику, а интерес. Сейчас существует множество онлайн курсов, которые доступны и позволяют осваивать новое в любое время, в любом месте. Важно только выбрать правильного провайдера – проверенного, с хорошими отзывами, дипломированными спикерами. Нужно найти в себе силы пробовать новое, изучать и применять на практике. Не последнюю роль играет коммуникация – открытый диалог, общение с молодым поколением, поиск общих точек соприкосновения, и это уже не про hard, а про soft skills.