Смена губернатора в Петербурге поторопила тех, кто планирует провернуть свои дела при действующих властях. Пока в Смольном не началась тотальная ротация, владельцы памятников, например, пытаются вывести их из-под охраны, чтобы развязать себе руки.

Охранные обязательства, которые идут прицепом к сдаче в аренду или продаже здания-памятника — это всегда обуза для их новых пользователей. На этот раз, например, скинуть гнет КГИОП пытается собственник дома Фридерици в Пушкине. Параллельно продолжает пугать горожан владелец усадьбы Орловых-Денисовых — с дома исчезла историческая труба.

«Мойка78» посмотрела, каких памятников может лишиться в ближайшее время Петербург. 

Дом Фридерици. Г. Пушкин. 1838 г.

Памятник регионального значения Дом Е.Р. Фридерици был продан с торгов Фондом имущества в конце 2017 года за 10 млн 350 тыс. рублей при стартовой стоимости в 10 млн 300 тыс. Но новый собственник решил попытаться вывести объект из-под охраны. 

Дом Фридерици. Фото: Фонд имущества

Дом, построенный в 1838 году по проекту архитектора А. А. Тона — в удручающем состоянии. Последний раз ремонт в нем проводился в 1960-е годы. Сейчас 11 его крошечных квартир — в полуразрушенном состоянии. В здании — гниль, электропроводка — пожароопасна, отопления — нет. Покупателя предупредили сразу — содержать постройку необходимо без ухудшения физического состояния и рекомендовали после ремонта использовать по-прежнему как многоквартирный дом.

Но в КГИОП собственник особняка — ООО «СуперТехАвто» — принес не проект восстановления памятника, а результаты экспертизы на снятие с охраны. 

«Целесообразность включения выявленного объекта культурного наследия «Дом Е.Р. Фридерици» … в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации с определением категории историко-культурного значения не обоснована», — говорится в выводах экспертизы.

Историко-культурная экспертиза, действительно, предоставлена в КГИОП и находится в работе, подтвердили «Мойке78» в комитете.

Усадьба Орловых-Денисовых. Санкт-Петербург. 1839-1841 гг.

Памятник федерального значения тоже был продан Фондом имущества. В 2011 году особняк купила компания «БалтикСтрой» всего за 40 млн рублей. До 2014 года новый собственник должен был отреставрировать усадьбу Орловых-Денисовых и приспособить ее для современного использования. Но памятник рушится до сих пор, КГИОП судится с владельцем, а жители окрестностей следят за судьбой усадьбы как за драмой: в мае в особняке произошел пожар, а на днях — со здания исчезла печная труба. Несмотря на то, что в КГИОП заявили, что труба под охраной не находилась, горожане обеспокоены будущим здания, которое осталось без отопления и начнет разрушаться еще быстрее. 

Состояние усадьбы Орловых-Денисовых. Фото: паблик «Любимые Коломяги»

Ранее активисты обратились в прокуратуру и к врио губернатора Александру Беглову. Градоначальника они просят изъять памятник у владельца, как это делается в других регионах.

Особняк Назимова. Санкт-Петербург. 1895 год

Особняк на Ропшинской — герой судебных разбирательств, последнее из которых снова поставило его под угрозу сноса. Градозащитники утверждают, что здание искусственно омолодили, чтобы вывести его из-под защиты городского закона, запрещающего снос зданий, построенных до 1917 года. 

Архивы утверждают, что Особняк Назимова на Ропшинской возведен в 1895 году архитектором Оттоном Игнатовичем. Но в базе Росреестра в 2016 году неожиданно дом стал значительно моложе — 1947 года постройки. Благодаря таким изменениям в документах появилась возможность снести дом и построить на его месте высотку с паркингом. Таковы планы ООО «Шелест-сквер».

А вот генеральный директор «Шелест-сквер» Денис Мотуз заявляет, что никакого особняка Назимова не было: двухэтажный доходный дом конца 19 века, по его словам, скорее всего, пострадал во время Великой Отечественной войны, а на его месте в 1947 году построили обычный двухэтажный дом.

Дом 10 на Ропшинской улице. Фото: соцсети

Правда, против них активно выступает сам спикер ЗакСа Вячеслав Макаров. Петроградский район — зона его особых интересов. Из-за дома на Ропшинской он публично «разнес» главного архитектора Владимира Григорьева в октябре 2017, назвал планы по сносу особняка мерзостью и заявил, что застроить землю под особняком Назимова не даст. Но у суда пока другая позиция. Да и будущее спикера Макарова еще не определено. Так что историческое здание вполне может быть уничтожено ради нового многоквартирного дома.