17:58, 26 Дек 2024, Чт

Дата:

Поделиться:

Аэроэкспресс до Пулково пора спустить в метро

Новый губернатор — новый вид транспорта до аэропорта. Эта примета срабатывает в Петербурге не первый  раз. Валентина Матвиенко собиралась пустить до Пулково скоростной трамвай и аэроэкспресс, пришедший ей на смену Георгий Полтавченко метался между метро, легкорельсом и аэроэкспрессом, с появлением в Смольном Беглова в городе заговорили о продлении подземки до воздушной гавани.

Отношения предыдущего губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с проектом аэроэкспресса до Пулково напоминали бурный роман: то градоначальник продвигал мысль об электричке, то изменял ей с идеей легкорельса до аэропорта, то и вовсе замахивался на метро.

Полтавченко против трамвая

Придя к власти в 2011 году, Полтавченко сразу заморозил амбициозные проекты своей предшественницы. В опалу попали идеи, которые должны были реализоваться параллельно: трамвай от Московского вокзала до Пулково и аэроэкспресс туда же от Балтийского вокзала. Легкорельс оценивали в 16 млрд и собирались строить за бюджет, а электричку — в 13 млрд при участии инвесторов: ОАО «РЖД», ВТБ и компании «Аэроэкспресс». 

Трамваю новый губернатор сразу сказал нет — дорого для казны, аэроэкспресс тоже его не впечатлил —  инвесторы просили слишком много денег со стороны Петербурга: от 3 до 9 млрд. В ноябре 2011 года Полтавченко заявил: наиболее эффективно тянуть к аэропорту метро. Вспомнил старые наработки и проекты и подчеркнул, что аэроэкспресс вызывает вопросы в связи с необходимостью строительства эстакад.

Экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Фото: baltphoto/ Михаил Киреев

В сентябре 2012 Смольный решил попросить денег на аэроэкспресс у федерального центра. Предложенный РЖД вариант участия города был для Петербурга дорог. А проект с продлением метро забраковал начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин: перегонный участок будет слишком длинным, а направление — не самым востребованным. Как не самая востребованная сейчас станция «Новокрестовская», но такие перспективы не помешали ее срочному строительству. 

Полтавченко и возвращение легкорельса

К декабрю 2012 — после года у руля — Полтавченко неожиданно сдул пыль с проекта легкорельса, но подчеркнул: в приоритете метро и аэроэкспресс, о трамвае подумают в следующем году, но уже не от Московского вокзала, как при Матвиенко, а от станции метро «Звездная».

Старт 2013 года ознаменовался постновогодними фантазиями властей  — запуск к Пулково поездов на магнитной подушке. Эта идея родилась и растворилась в воздухе, а петербуржцы, добираясь на перекладных до Пулково, продолжали наблюдать игры Полтавченко с проектами.

К июню разговоры о метро затихли, а аэроэкспресс получил трассировку. Ее Смольный внес среди поправок к Генплану с подачи РЖД и Комитета по инвестициям. Казалось, дело пошло в гору, но не тут-то было. Очередную перемену настроения Полтавченко показал осенью 2013, заявив, что легкорельсовый трамвай — самый вероятный способ, которым свяжут Пулково и центр Петербурга. Так губернатор настойчиво намекал через СМИ инвесторам аэроэкспресса — они хотят слишком большой доли участия Петербурга.

«Мы прорабатываем несколько вариантов. Это легкорельсовый трамвай и, возможно, «Аэроэкспресс». Но последний проект сложно реализовать с точки зрения экономики», — утверждал Полтавченко в ноябре 2013.

Полтавченко и призрак аэроэкспресса

Тут и Минтранс заявил о готовности профинансировать 30 процентов стоимости легкорельса, но губернатор снова передумал к весне 2014 и сообщил ошарашенным горожанам: первоочередная задача — построить линию для аэроэкспресса между «Балтийской» и Пулково. Оказалось, что благосклонность Полтавченко обусловлена изменением условий. Теперь Смольный должен был обеспечить только строительство второго выхода с «Балтийской» и благоустройство. Параллельно градоначальник просил у Москвы денег и на метро до аэропорта, и на аэроэкспресс.

Аэроэкспресс в Москве. Фото: Официальный аккаунт Аэроэкспресса в Фейсбуке

Но в Минтрансе заявили — надо было брать деньги на электричку, когда Москва предлагала профинансировать ее к ЧМ-2018. Амбициозные петербургские власти мечтали в то время о метро и от аэроэкспресса отказались, а теперь денег не получат.

Осенью 2014 и весной 2015 Полтавченко снова обращался к Москве с просьбой о финансировании аэроэкспресса Петербург — Пулково. К этому времени проект оценивался в 14 млрд рублей. Это деньги на ремонт 12 км дороги Петербург – Балтийский – Шоссейная, прокладку 5,4 км новой линии Шоссейная – Пулково, ж/д терминалы в аэропорту и у Балтийского вокзала, покупку самих составов, строительство эстакады к Пулково и второго выхода с «Балтийской».

В итоге при поддержке Матвиенко губернатор выбил 10 млрд из федеральной казны. Но пустили их в итоге вовсе не на аэрокэпресс. В июне 2016 Полтавченко заявил — у Пулково падает пассажиропоток, аэроэкспресс в такой ситуации не горит, а вот бюджет — горит. На финансирование его дефицита и было решено потратить полученные у федерального центра миллиарды.

Полтавченко и трассы электрички

К осени 2016 проект электрички реабилитировали, правда, с вариантом отправления от Витебского вокзала. И снова решили править под нее Генплан — в прежнем аэроэкспресс уходил от Балтийского вокзала. Витебский же выбрали из-за близости к центру и наличия двух станций метро.

В 2017 Смольный уже подсчитывал стоимость одной поездки на аэроэкспрессе и говорили об условиях контракта с инвестором: срок — 30 лет, траты — 15 млрд 600 млн рублей. В мае 2018 на ПМЭФ Полтавченко торжественно подписал соглашение о строительстве аэроэкспресса с исполнительным директором ООО «Аэроэкспресс» Валерием Федоровым. Правда, теперь речь шла о сумме почти в 19 млрд рублей. 

В июле был начат конкурс на строительство и эксплуатацию аэроэкспресса, но тут в дело вступил глава РЖД Олег Белозеров. Он заявил — нет согласования с железнодорожниками, конкурс надо отложить. Комитет по инвестициям продлил срок приема заявок до 28 ноября 2018 года.

Что выберет Беглов?

Но тут грянула смена власти в Петербурге. И с появлением Александра Беглова воскрес проект продления до аэропорта линии метро. Ветка до Пулково всплыла 23 ноября на совещании у вице-губернатора Игоря Албина. Этот проект, а также проект трамвая, аэроэкспресса и новых автобусов лягут на стол новому градоначальнику уже через две недели.

Аэроэкспресс до Пулково пора спустить в метро

Но лоббисты аэроэкспресса не теряют надежду. Пока Беглов будет рассматривать все варианты обеспечения транспортной доступности Пулково, появилась информация об очередном продлении сроков конкурса на создание и эксплуатацию скоростной электрички до аэропорта.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!

Поделиться:

В Петербурге на СКА Арене 6 декабря состоится международный турнир «OLIMPBET Наше Дело 86: Немков VS Ибрагимов».

29 ноября в Технопарке «Сколково» состоялась конференция «Технологии Добра». Мероприятие прошло в гибридном формате и объединило более 3300 участников. Участие в конференции принял министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев.

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ