Новый губернатор — новый вид транспорта до аэропорта. Эта примета срабатывает в Петербурге не первый  раз. Валентина Матвиенко собиралась пустить до Пулково скоростной трамвай и аэроэкспресс, пришедший ей на смену Георгий Полтавченко метался между метро, легкорельсом и аэроэкспрессом, с появлением в Смольном Беглова в городе заговорили о продлении подземки до воздушной гавани.

Отношения предыдущего губернатора Петербурга Георгия Полтавченко с проектом аэроэкспресса до Пулково напоминали бурный роман: то градоначальник продвигал мысль об электричке, то изменял ей с идеей легкорельса до аэропорта, то и вовсе замахивался на метро.

Полтавченко против трамвая

Придя к власти в 2011 году, Полтавченко сразу заморозил амбициозные проекты своей предшественницы. В опалу попали идеи, которые должны были реализоваться параллельно: трамвай от Московского вокзала до Пулково и аэроэкспресс туда же от Балтийского вокзала. Легкорельс оценивали в 16 млрд и собирались строить за бюджет, а электричку — в 13 млрд при участии инвесторов: ОАО «РЖД», ВТБ и компании «Аэроэкспресс». 

Трамваю новый губернатор сразу сказал нет — дорого для казны, аэроэкспресс тоже его не впечатлил —  инвесторы просили слишком много денег со стороны Петербурга: от 3 до 9 млрд. В ноябре 2011 года Полтавченко заявил: наиболее эффективно тянуть к аэропорту метро. Вспомнил старые наработки и проекты и подчеркнул, что аэроэкспресс вызывает вопросы в связи с необходимостью строительства эстакад.

Экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Фото: baltphoto/ Михаил Киреев

В сентябре 2012 Смольный решил попросить денег на аэроэкспресс у федерального центра. Предложенный РЖД вариант участия города был для Петербурга дорог. А проект с продлением метро забраковал начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин: перегонный участок будет слишком длинным, а направление — не самым востребованным. Как не самая востребованная сейчас станция «Новокрестовская», но такие перспективы не помешали ее срочному строительству. 

Полтавченко и возвращение легкорельса

К декабрю 2012 — после года у руля — Полтавченко неожиданно сдул пыль с проекта легкорельса, но подчеркнул: в приоритете метро и аэроэкспресс, о трамвае подумают в следующем году, но уже не от Московского вокзала, как при Матвиенко, а от станции метро «Звездная».

Старт 2013 года ознаменовался постновогодними фантазиями властей  — запуск к Пулково поездов на магнитной подушке. Эта идея родилась и растворилась в воздухе, а петербуржцы, добираясь на перекладных до Пулково, продолжали наблюдать игры Полтавченко с проектами.

К июню разговоры о метро затихли, а аэроэкспресс получил трассировку. Ее Смольный внес среди поправок к Генплану с подачи РЖД и Комитета по инвестициям. Казалось, дело пошло в гору, но не тут-то было. Очередную перемену настроения Полтавченко показал осенью 2013, заявив, что легкорельсовый трамвай — самый вероятный способ, которым свяжут Пулково и центр Петербурга. Так губернатор настойчиво намекал через СМИ инвесторам аэроэкспресса — они хотят слишком большой доли участия Петербурга.

«Мы прорабатываем несколько вариантов. Это легкорельсовый трамвай и, возможно, «Аэроэкспресс». Но последний проект сложно реализовать с точки зрения экономики», — утверждал Полтавченко в ноябре 2013.

Полтавченко и призрак аэроэкспресса

Тут и Минтранс заявил о готовности профинансировать 30 процентов стоимости легкорельса, но губернатор снова передумал к весне 2014 и сообщил ошарашенным горожанам: первоочередная задача — построить линию для аэроэкспресса между «Балтийской» и Пулково. Оказалось, что благосклонность Полтавченко обусловлена изменением условий. Теперь Смольный должен был обеспечить только строительство второго выхода с «Балтийской» и благоустройство. Параллельно градоначальник просил у Москвы денег и на метро до аэропорта, и на аэроэкспресс.

Аэроэкспресс в Москве. Фото: Официальный аккаунт Аэроэкспресса в Фейсбуке

Но в Минтрансе заявили — надо было брать деньги на электричку, когда Москва предлагала профинансировать ее к ЧМ-2018. Амбициозные петербургские власти мечтали в то время о метро и от аэроэкспресса отказались, а теперь денег не получат.

Осенью 2014 и весной 2015 Полтавченко снова обращался к Москве с просьбой о финансировании аэроэкспресса Петербург — Пулково. К этому времени проект оценивался в 14 млрд рублей. Это деньги на ремонт 12 км дороги Петербург – Балтийский – Шоссейная, прокладку 5,4 км новой линии Шоссейная – Пулково, ж/д терминалы в аэропорту и у Балтийского вокзала, покупку самих составов, строительство эстакады к Пулково и второго выхода с «Балтийской».

В итоге при поддержке Матвиенко губернатор выбил 10 млрд из федеральной казны. Но пустили их в итоге вовсе не на аэрокэпресс. В июне 2016 Полтавченко заявил — у Пулково падает пассажиропоток, аэроэкспресс в такой ситуации не горит, а вот бюджет — горит. На финансирование его дефицита и было решено потратить полученные у федерального центра миллиарды.

Полтавченко и трассы электрички

К осени 2016 проект электрички реабилитировали, правда, с вариантом отправления от Витебского вокзала. И снова решили править под нее Генплан — в прежнем аэроэкспресс уходил от Балтийского вокзала. Витебский же выбрали из-за близости к центру и наличия двух станций метро.

В 2017 Смольный уже подсчитывал стоимость одной поездки на аэроэкспрессе и говорили об условиях контракта с инвестором: срок — 30 лет, траты — 15 млрд 600 млн рублей. В мае 2018 на ПМЭФ Полтавченко торжественно подписал соглашение о строительстве аэроэкспресса с исполнительным директором ООО «Аэроэкспресс» Валерием Федоровым. Правда, теперь речь шла о сумме почти в 19 млрд рублей. 

В июле был начат конкурс на строительство и эксплуатацию аэроэкспресса, но тут в дело вступил глава РЖД Олег Белозеров. Он заявил — нет согласования с железнодорожниками, конкурс надо отложить. Комитет по инвестициям продлил срок приема заявок до 28 ноября 2018 года.

Что выберет Беглов?

Но тут грянула смена власти в Петербурге. И с появлением Александра Беглова воскрес проект продления до аэропорта линии метро. Ветка до Пулково всплыла 23 ноября на совещании у вице-губернатора Игоря Албина. Этот проект, а также проект трамвая, аэроэкспресса и новых автобусов лягут на стол новому градоначальнику уже через две недели.

Но лоббисты аэроэкспресса не теряют надежду. Пока Беглов будет рассматривать все варианты обеспечения транспортной доступности Пулково, появилась информация об очередном продлении сроков конкурса на создание и эксплуатацию скоростной электрички до аэропорта.