Основатель Центра эффективных решений, инвестор, бизнесмен, эксперт по оптимизации бизнес–процессов, автор книги «Путь самурая» и сборника обзоров «27 книг успешного руководителя» Станислав Логунов рассказывает о социальной функции независимого «бизнес-литературного критика» — помощи выбора полезных книг другим и пользе целенаправленного чтения.
ПОСТРАДАВШИМ ОТ БИЗНЕС-ЛИТЕРАТУРЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Пробегая глазами по фейсбучной ленте, обратил внимание на то, что после Нового года многие, как и я, выложили своего рода отчеты и планы на будущее.
И во многих постах можно встретить бодрое «я — молодец, прочитал 87 бизнес-книг, а планировал 50», а рядом кто-то с грустью (или с хрустом выдираемых волос на груди и тихим рыданием) признается: «А я только 39 из 70». Такие признания обычно сопровождаются классическим обещанием игрока — «еще отыграюсь, прочитаю в следующем году то, что остался должен, и ещё 70 книг сверху».
Вспоминается насмешивший меня в свое время популярный деятель, который, узнав, что Игорь Манн прочитал более 600 книг, поставил себе цель его обогнать. И ведь обогнал! Хорошо еще, что он, по-видимому, на тот момент не прочитал на сайте Парабеллума, что тот каждый день по книге читает.
Конечно, метод «публичной декларации» суперэффективен. Пообещать и не выполнить – это же перед пацанами (девчатами) неудобно будет. Вот и используют его где надо (бросить курить, заняться спортом) и где не надо.
Читать бизнес-книги «на вес» — просто бессмысленно. Главное ведь не количество перевернутых страниц, а число принятых к использованию советов, инсайтов и инструментов. А так – просто со страшной силой происходит разбазаривание ресурсов (в первую очередь, времени).
Давайте посчитаем: если взять средненький план на 30 книг в год, предположить, что книги одинаковые и не сильно упитанные (200 страниц), то при средней скорости чтения 40 страниц в час это будет (30 х 200)/40 = 150 часов в год.
А если учесть, что в случае с бизнес-книгами стоит по ходу чтения еще и делать заметки, записывать инсайты и озарения, то можно смело добавить ещё час на каждую книгу, то есть уже 150 + 30 = 180 часов в год. Напомню, что стандартное количество рабочих часов в месяц 160. Неслабо получается. 30 минут бизнес-чтения каждый божий день и непонятный результат.
Но ведь даже не это главное. Предполагается, что вы будете использовать что-то из прочитанного. И сколько времени надо предусмотреть на проведение экспериментов? Как говорил один персонаж, «не знаю, но думаю, что очень много».
Наверное, у многих возникли вопросы: «Уважаемый, а какого … тогда вы агитируете читать бизнес-литературу, если все так плохо? Да и сами вы с какого перепуга столько этих бизнес-книг читаете?»
У каждого разумного фаната бизнес-литературы на это будет свой ответ. Sergey Petrov, Виталий Сонько, Владимир Маринович, Павел Анненков, интересно, что скажете вы?
За себя отвечу так: сначала читал все подряд, но потом понял, что это полная лажа. Сейчас у меня есть исследовательский и/или практический интерес к нескольким темам, по ним я преимущественно и копаю. Но когда понял, сколько времени потерял зря, читая без разбора, то решил, что хочу выполнять социальную функцию независимого «бизнес-литературного критика» — помогать выбирать полезные книги другим, «нести светлое и вечное».
Так что, если вы не не я или не владеете скорочтением, то лучше занимайтесь целенаправленным чтением, о правилах которого я расскажу в ближайшем будущем.
Да, и если вдруг вас посетит соблазн стать профессиональным блогером в сфере бизнес-литературы, аффилированным с издательствами на сомнительных условиях, отбросьте эту мысль, иначе быть вам в книжном аду, где плач послушавшихся ваших советов и скрежет переворачивающихся страниц.
Первым пятерым из тех, кто напишет в комментариях про свои проблемы и цели, если они находятся в сфере моей компетенции (например, продажи в ней не находятся), я дам рекомендации по чтению в обмен на обязательство потом написать, помогло это или не помогло!