Сорок дней минуло с тех пор, когда «Фонтанка» объявила о новом главном акционере — Викторе Шкулеве. На страницах издания эта дата совпала с публикацией материала про кафе для феминисток, бурные споры в соцсетях.
Еще лет пять-десять назад студенты журфака учились на расследованиях «Фонтанки», ее публикации меняли жизнь города, коррупционеры трепетали. Чиновники отменяли миллиардные тендеры после расследований. Но это в прошлом.
Ее материалы в 2018-ом году активно цитировали The New York Post и The Guardian.
Теперь стандарты иные, и наглядное тому подтверждение — материал корреспондента (мужчины, по-видимому), который переоделся женщиной и посетил закрытое кафе для феминисток. А реакция некоторых блогеров точно описывает происходящие изменения:
«Предсказываю вектор Шкулефф-журналистики: корреспонденту популярного интернет-издания пришлось прикинуться натуралом, чтобы попасть в магазин Германа Стерлигова».
Раньше журналисты внедрялись к мошенникам и проводили разоблачающие расследования. Теперь работают феминистами под прикрытием.
Когда крупнейшую интернет-газету Петербурга только продали медиамаганату Виктору Шкулеву, многие эксперты прогнозировали, что «Фонтанка» рискует «пожелтеть». Дескать, новый владелец работает в основном с глянцем, и почти наверняка привнесет пикантные нотки в редакционную политику. Так, похоже, и случилось.
Ресурсы Шкулева, тот же Е1.RU (Екатеринбург) или NGS.RU (Новосибирск), даже внешне разительно отличаются от петербургской интернет-газеты (пока). У «Фонтанки» — на главной странице, которая лицо издания, ключевые для жизни города тексты. У других порталов медиамагната — материалы о том, как похудеть к лету, мнения иностранных журналистов о крестном ходе, рейтинги местных кладбищ…
Реже стал выходить в эфир и Андрей Константинов, гендиректор Агентства журналистских расследований. В рамках проекта «Фонтанка.Офис» у него есть свое пятничное шоу «Итоги недели». Со дня продажи эфиры Константинова отменялись уже дважды. Зато появился новый подкаст «Женский запрос». О феминистках.
Да и в целом меняется манера подачи материала — на смену фирменному стилю приходит стиль, назовем его условно, стилем «Комсомольской правды». И это вызывает недовольство даже у сотрудников проданной редакции.
«Ужасно отвратительно чувствуешь себя, когда вокруг все говорят, что тебя продали, а потом оказывается, что тебя действительно продали. Не важно кому, важно как»,— писала еще 40 дней назад политический корреспондент «Фонтанки» Ксения Клочкова.
Взамен ушедших звезд 90-х приходят опальные журналисты из ДП.
Тактически уклон в «желтизну», может быть, и принесет какие-то сиюминутные выгоды, но в дальней перспективе — преданные читатели, судя по всему, начнут уходить. И тогда придется трафик нагонять за счет других медиаресурсов Виктора Шкулева. Это уже видно резкому взлету показов из открытых счетчиков.
Появятся, возможно, и новые способы монетизации по Шкулеву: сервисы для знакомств, продажи автомобилей или даже недвижимости.
И может случится феномен «ДП» («Сорок дней «Делового Петербурга»), когда деловые журналисты стали массово создавать свои медиапроекты, так и в этом случае журналисты-расследователи создадут свои проекты, направленные на качественный контент. Кстати, первая ласточка появилась. Бывший сотрудник холдинга АЖУРа Артем Шалякин запустил проект https://delta.news/, в котором уже присутствуют расследования коррупционных схем при распределении госзаказа.