Чистый понедельник — первый день Великого поста. Пока православные и примкнувшие к ним приверженцы ЗОЖ прощаются с запрещенной пищей, сетевые магазины включают в ассортимент постные товары, а рестораны и кафе Петербурга — постное меню.
Великий Пост продлится до 27 апреля и проверит не только выдержку, но и фантазию верующих и обслуживающих их сервисов. В Чистый понедельник торговля и общепит пока могут расслабиться — этот день предполагает полное воздержание от пищи. А дальше православных ждут 39 дней без мяса, молока, яиц, рыбу будет разрешено ввести в рацион лишь дважды. Плюс прощание на весь срок поста с алкоголем. Можно лишь немного вина в определенные дни.
Понедельник, среда, пятница – дни сухоядения, когда можно воду, хлеб, фрукты, овощи и компоты, во вторник и четверг – разрешена горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – пища, приготовленная с растительным маслом.
Рыба, которая после такого меню покажется изысканным деликатесом, положена на столе в Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье — 21 апреля. 20 апреля — в Лазареву субботу можно съесть икры.
С таким небогатым набором продуктов приходится включать фантазию. В кафе и ресторанах Петербурга с постящихся снимают часть забот об очередном приеме пищи — общепит стремительно вводит постное меню, так как спрос рождает предложение.
«Иногда доходит до абсурда. Я помню, в мясном ресторане стоял посетитель, зашедший с улицы, и спрашивал: «А у вас есть постное меню? А почему его нет?» Тут вмешался я и сказал, что это несколько безнравственно и неправильно — искать постное меню в специализированном мясном ресторане. Не обязаны все рестораны делать постное меню. Это воля владельца»,— объясняет «Мойке78» президент Федерации рестораторов и отельеров Петербурга Леонид Гарбар.
По его словам, поста в Петербурге придерживаются чаще и все больше людей. Это не только дань традициям и вере, но и попытки перейти на здоровый образ жизни.
Во многих ресторанах есть постное меню или постное предложение. А в период Великого поста в меню появляется страница, которая предлагает постные блюда. При этом повару есть где разгуляться. Иногда блюда из постного меню становятся популярными и переезжают в основное.
«Постное меню должно быть авторским — меню от шефа, потому что он может самовыразиться. Еда должна быть и вкусной. Общее представление о постных блюдах отражается в выражениях типа «что сидишь с постным лицом». Не очень ожидаем вкуса от постного предложения. Но если постное меню оказывается вкусным, то это дополнительный гастрономический экзерсис»,— уверен Леонид Гарбар.
Постное меню логично в традиционных ресторанах, например, в русских. Клиенты в период поста часто спрашивают подходящие под их меню блюда. К тому же постное меню обходится ресторану недорого.
Постные прилавки появляются и в основных сетевых магазинах. На них перекладывают продукты с пометкой «Можно есть в пост».