Безопасно летать можно и на очень старом самолете, если соблюдать все нормативы и не экономить на безопасности. А если экономить, то упасть может и новенький с иголочки лайнер. Как это происходит — читайте в нашем материале.

Пилоты

Чаше всего, если верить статистике, авиапроисшествия случаются по вине пилотов. Порой это связано с неопытностью летчиков, отсутствием практики. То есть управлять лайнером они умеют, но не отработали в должной мере действия в чрезвычайных ситуациях.

По закону российские пилоты в год должны отрабатывать нештатные ситуации не менее восьми часов на тренажере. В лучшем случае, говорят эксперты, реальных тренировок — что делать, например, при отказе двигателя или индексации скорости — может выходить час-полтора.

То есть авиакомпании формально соблюдают нормативы, но, возможно, жалеют денег на полноценные тренировки, чтобы пилоты был всецело готовы к нештатным ситуациям.

Время

Каждая авиакомпания оплачивает услуги аэропорта. Если вылет откладывается, например, приходится платить больше, и перевозчик перекладывает эту ношу на плечи пилотов. Если самолет не вылетел вовремя, летчиков штрафуют.

В результате иногда приходится подниматься в воздух, даже если погодные условия сулят беду.

Кроме того, из-за недостатка пилотов некоторые авиакомпании формируют такой график их работы, что экипаж может не спать сутками, совершая один перелет за другим. В состоянии сильной усталости, понятно, пилот может ошибиться или не успеть среагировать на опасность.

Техника

Самое, наверное, страшное, когда авиакомпании экономят на техническом обслуживании своих самолетов, а аэропорты — на обеспечении безопасности, когда не высылают заранее (или вообще) пожарных и спасателей к месту крушения, например.

С другой стороны, экономить на техническом обслуживании техники или систем аэропорта невозможно, считает Михаил Тихомиров, доцент кафедры эксплуатации и управления аэрокосмических систем ГУАП. Все требования прописаны в Федеральных авиационных правилах, подчеркнул эксперт.

«С точки зрения обслуживания авиационной техники экономить на сто процентов невозможно. Потому что есть документы, которые называются «руководство полетной эксплуатации», «руководство по технической эксплуатации» воздушного судна, где все процедуры строго расписаны. Эти процедуры должны быть исполнены в полном объеме, на все ставится подпись и гарантия исполнителя, который имеет обязательно личный допуск к выполнению работ»,
— рассказал «Мойке78» Михаил Тихомиров.

В случае с крушением самолета SSJ “Аэрофлота” в Шереметьево первопричиной могла стать шаровая молния, предположил эксперт.

«Мне кажется, одной из вероятных причин может быть шаровая молния. Обычная молния не может ничего сделать с самолетом. Шаровая молния может сопровождаться взрывом, должен получиться мощный электромагнитный импульс при этом. И вот этот электромагнитный импульс может вывести из строя электрооборудование»,
— предположил Михаил Тихомиров.

Что же касается работы наземных служб, то, по мнению эксперта, они сработали нормально. Первые пожарные машины прибыли к горящему самолету через минуту. А то, что посадочную полосу не залили пеной перед приземлением, связано с тем, что пилоты не передали сигнал тревоги MayDay, уточнил Михаил Тихомиров.