Центр институционального анализа науки и образования при Европейском университете Санкт-Петербурга попытался ответить на давно стоящий в обществе вопрос: а сколько докторов наук являются, собственно, учёными — а сколько просто украли чужие работы для своих диссертаций?

Для выборки было взято 2468 докторских диссертаций, защищенных в России за 2006-2015 года. Выводы их неутешительны. Лишь четверть всех диссертаций содержит менее 7% заимствований текста — что можно списать на несовершенство механизма распознавания плагиата. В среднем крадётся 19% чужого текста.

Есть, однако, и хорошая новость — тех, кто просто переписывает чужие мысли, ничего (или почти ничего) не добавляя от себя в выборке оказалось только 6%. Также был опровергнут миф, что среди главных «воров мыслей» — гуманитарии. Больше всего заимствований без ссылок у сельскохозяйственников и ветеринаров (29,8%), юристов (25,6%) и химиков (20,8%). Самыми честными оказались математики, филологи и философы (медиана заимствований у них меньше 10%). Чаще всего занимаются плагиатом — в Приволжском и Южном федеральных округах.

Вероятно, большая часть заимствований производится людьми, не думающими, что они занимаются злонамеренным плагиатом. Они могут оправдывать свои действия тем, что заимствуют вспомогательные и технические части текста (описания оборудования, экспериментов, обоснование актуальности, пересказ научной дискуссии), или используют работу коллег, на которую у них есть права (как когда научный руководитель, пишущий докторскую, вставляет в нее диссертации кандидатов наук, защищенные под его началом).
заключают в ЦИАНО.

Тем не менее, в международном научном сообщество принято совершенно исключать чужой текст без ссылки на первоисточник из собственных работ. С полным текстом исследования и его методологией можно ознакомиться здесь.