Миллионы тонн грязи и человеческих испражнений сливают круизные лайнеры по по пути из одного порта в другой. Заплывают такие суда и в Петербург. Сколько и что они слили в наши воды, разбиралась «Мойка78».
Внимание к проблеме привлек уличный художник Бэнкси. Во время Венецианского биеннале он показал свою новую работу — «Венеция в огне».
Суть ее в том, что в пути на борту круизных лайнеров скапливаются тонны сточных вод — продуктов жизнедеятельности пассажиров и экипажа. И все это сливается океаны и реки. Если от грязи страдает Венеция обычная, то может достаться и Северной Венеции, то есть Петербургу.
По информации ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад», за 2018 год в наш город прибыли 270 круизных лайнеров, в 2019 ожидается прибытие 262.
Их деятельность в части сброса отходов регулирует «Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов» (МАРПОЛ). В четвертом приложении к этому документу говорится, что суда вправе сливать сточные воды на расстоянии 12 морских миль от берега, то есть за пределами территориальных вод.
В европейских странах, чьи границы проходят в Балтийском море, считают, что это наносит вред экологии (так же считает и художник Бэнкси). В связи с этим многие транспортные компании из Европы устанавливают дополнительные и более совершенные системы очистки, стараются не сливать грязь в воду, а сдавать в порту на переработку.
Оказывают такие услуги и в Петербурге. Так, с 13 по 19 мая пассажирский порт северной столицы принял 2,1 тыс. кубических метров сточных вод с 11 круизных лайнеров.
Это позволяет оценить количество грязи, что образуется на борту. Вместе с тем в открытых источниках нет никаких сведений, что часть отходов не сливается по пути, например, в Финский залив или, если смотреть шире, в Балтийское море.
«Контроль за сбросом сточных вод с пассажирских и иных судов на акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург осуществляет государственная инспекция портового контроля ФБУ Администрация морских портов Балтийского моря», — заявили «Мойке78» в Северо-Западном филиале ФГУП «Росморпорт».
В ведомстве также сообщили, что не располагают информацией о возможных нарушениях при сбросе сточных вод в нашем регионе, и предложили обращаться в ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад».
В ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург Морской фасад», а также в департаменте Росприроднадзора по СЗФО на запросы «Мойки78» не ответили.