Почему Смольнинский районный суд Петербурга обязал городское управление Росреестра зарегистрировать проданное компанией «Л1» одно и то же нежилое помещение стоимостью 137 тыс. у.е. двум разным лицам, на второго покупателя — Игоря Мамаева? Первый покупатель — Рудольф Михеев остался без денег и недвижимости и собирается обжаловать решение суда.
Во вторник, 8 июля, судья Татьяна Чистякова полностью удовлетворила один из двух исков Игоря Мамаева к управлению Росреестра по Санкт-Петербургу. Мамаев требовал зарегистрировать на него, во-первых, нежилое помещение и, во-вторых, четыре квартиры в Московском районе, где компания «Л1» возвела жилой комплекс.
Помимо Мамаева на эту недвижимость претендует Михеев. Права на четыре квартиры и нежилое помещение он получил по договору переуступки прав (цессии) от двух компаний — «Кайдзен» и «Бокута».
Те, в свою очередь, выкупили права на недвижимость на торгах, организованных судебными приставами. (Изначально квартиры и нежилое помещение по договору долевого участия у компании «Концерн Л1» купил Сергей Михайличенко; впоследствии жилье у него забрали в счет долгов.)
Все этапы зафиксированы документально и неоднократно подтверждены в судах, подробнее об этом «Мойка78» писала ранее. В августе 2016 года выяснилось, что застройщик продал недвижимость повторно.
От судебных приставов Рудольф Михеев тогда узнал, что в петербургское управление Росреестра обратился Игорь Мамаев, который пытается зарегистрировать на себя упомянутые квартиры и помещение.
Оказалось, что Мамаев заключил с компанией – застройщиком «Л1» предварительные договоры купли-продажи с третейской оговоркой и расплатился по ним векселями той же компании «Л1», имеющей юридический адрес в Выборге. В скором времени на основании решений третейского суда при Ассоциации управляющих недвижимостью Мамаев получил исполнительные листы в Выборгском городском суде Ленобласти.
В свою очередь Рудольф Михеев обратился в Приморский районный суд Петербурга и добился отзыва исполнительных листов на четыре квартиры, с нежилым помещением не получилось — истекли сроки давности.
Параллельно Михеев обратился и в полицию. Доследственную проверку провела подполковник юстиции Шухова из следственного управления УМВД по Центральному району. В ходе проверки она выявила нарушение — факт двойной продажи и выписала «Концерну Л1» предписание: устранить нарушение.
Компания-застройщик на это заявила, что «никаких оснований для квалификации действий Общества как «двойные продажи» не имеется».
«ООО «Концерн Л1» в своем ответе фактически проигнорировало доводы следователя, вместо этого ограничившись пространным изложением на 3 листах истории многострадальных квартир, многочисленными ссылками на свою невиновность и т. д. В то же время в конце данного документа указано, что ООО «Концерн Л1» и дальше продолжит свою деятельность основе принципов законности»,— прокомментировали ответ «Л1» адвокаты Михеева.
Получается, отметили юристы, что «Концерн Л1» сообщил следователю, будто выявленные во время проверки факты — недостоверны.
«Но даже в этом случае от следствия, и это логично, следовало ожидать какой-либо официальной редакции, иначе зачем вообще направлять подобные бумаги в адрес фигурантов доследственных проверок? Надеемся, что следствие обратит внимание как на данный факт, так и на ответ ООО «Концерн Л1», которым требования следователя оставлены без удовлетворения»,— констатировали представители Михеева.
В конечном счете управление Росреестра зарегистрировало на Михеева квартиры, а в регистрации нежилого помещения отказало и ему, и Мамаеву. Последний пошел в суд с требованием — перерегистрировать на него квартиры и зарегистрировать помещение.
Административный иск к Росреестру был подан в Смольнинский районный суд Петербурга. На первом заседании представители Михеева ходатайствовали о прекращении дела, так как в сложившейся ситуации имеет место спор о праве, и значит, судиться надо в рамках обычного искового производства, разъяснил «Мойке78» адвокат Михеева.
В свою очередь административный истец Мамаев в лице своих представителей был против, и судья Татьяна Чистякова встала на его сторону.
На первом заседании 17 июня стороны разложили по полочкам весь процесс — кто, как и когда покупал квартиры. То есть спорили о праве. Судья, выслушав, отложила заседание.
Продолжение последовало 8 июля. Адвокаты Мамаева сменили тактику и стали доказывать, что несмотря на то, что оплата векселями по предварительным договорам была произведена ими уже после того, как компания-застройщик «Л1» получила оплату в полном объеме за все те же 5 объектов еще за несколько лет до этого от другого лица, все же заявка от Мамаева на регистрацию в Росреестр поступила раньше и, следовательно, должна быть одобрена именно она. Интересно, что Мамаев предъявляет претензии в незаконности регистрации прав к Росреестру, но при этом не имеет ни имущественных, ни финансовых претензий к компании «Л1» .
Представители Михеева парировали: заявки обоих претендентов поступили в ту пору, когда искомая недвижимость была под арестом, то есть регистрировать недвижимость нельзя было в принципе. Когда арест сняли, Росреестр начал рассматривать обе заявки одновременно.
В заявках Мамаева были аннулированные исполнительные листы на четыре квартиры, и жилье зарегистрировали на Михеева.
Исполнительный лист на нежилое помещение отозван не был. То есть обе заявки — и от Михеева, и от Мамаева — были одинаково правомочны. Как заявил представитель Росреестра в суде, ведомство не уполномочено разбирать споры о праве и, следуя букве федерального закона 218-ФЗ, отказало в регистрации обоим претендентам.
В результате судья Татьяна Чистякова приняла решение: регистрацию квартир на Михеева сохранить, но обязать Росреестр зарегистрировать нежилое помещение на Мамаева.
Адвокат Рудольфа Михеева после заседания сообщил «Мойке78», что решение по нежилому помещению будет обжаловано. Кроме того, по мнению представителя, это решение позволяет говорить именно о двойной продаже, то есть о совершении преступления, и здесь можно добиваться возбуждения уголовного дела.