В Петербурге показали проект трамвая на водородном топливе. Разработку уже поддержали в Смольном, правда, свое участие в высокотехнологичном проекте городские власти пока не форсируют. «Мойка78» узнала, когда транспорт будущего может появиться в Северной столице.
В сентябре первый в истории Петербурга «водородный трамвай» выйдет на испытания. Его опытный образец почти готов — в ближайшие дни заднюю площадку вагона ЛМ-68М займет энергетическая установка, разработанная филиалом «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
Проект сулит экономию. Действующая контактная сеть требует строительства тяговых подстанций за 100-120 млн рублей каждая с интервалом в два километра. Километр самой контактной сети обходится в 8-9 млн рублей. При строительстве новых путей от этих затрат можно было бы избавиться, так как «водородному» трамваю провода не нужны. В июне идею поддержал временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов.
«Финансирование ведется за счёт средств Горэлектротранса, и мы рассчитываем, что правительство Петербурга, в первую очередь, комитеты по промышленности и по финансам, обратят на это внимание»,— сообщил глава Службы технической политики Горэлектротранса Сергей Китаев.
Финансовую ношу самостоятельно несет и другой участник проекта — Крыловский научный центр — и там тоже уповают на соучастие Смольного.
«Мы с Горэлектротрансом занимаемся разработкой, одобренной на уровне врио Беглова. Думаю, что он морально готов поддержать проект не только на словах, но и финансово»,— допустил замдиректора «ЦНИИ СЭТ» Игорь Ландграф.
Пока же непонятна даже смета испытаний. Для опытного образца выбрали то, что было под рукой, — самую распространенную модель. Трамвай ЛМ-68М должен был пройти плановую модернизацию, а вместо этого стал участником высокотехнологичного эксперимента.
«Мы его испытаем и, не потеряв ни копейки, просто вернем на линию»,— объяснил Сергей Китаев.
Массового переоборудования трамваев в случае успеха не будет. Внедрять инновационную энергоустановку на старые машины невыгодно. Потребуется масштабное строительство.
Среди возможных «интересантов» авторы проекта видят Усть-Катавский завод, Уралтрансмаш и Белкоммаш. Осилить заказ также могло бы «ПК «Транспортные системы»», которое недавно анонсировало беспилотный трамвай. В Горэлектротрансе допускают, что результатом совместной работы мог бы стать рельсовый беспилотник на водороде.
От серийного запуска «водородный трамвай» отделяют не менее четырех-пяти лет. В окрестностях Петербурга есть целая карта маршрутов, где проект был бы актуален: город-спутник Южный, Пушкин, Славянка, Красное Село, Сертолово и Сестрорецк.
«Куда пойдет новый трамвай, будет решено, когда он будет готов и когда появится решение о проектировании. Или модное сейчас концессионное соглашение»,— спрогнозировал представитель Горэлектротранса.