Петербуржцев время от времени радуют сообщениями о том, что город стал лидером в каком-то необычном рейтинге. Авторство этой информации часто принадлежит агентству «ТурСтат». Ресурс, на который ссылаются СМИ, в том числе государственные, и чиновники, оказался небольшим частным сайтом, похоже, не имеющим отношения к экспертному анализу данных.
Методика составления рейтингов «ТурСтата» покрыта завесой тайны. Известно лишь, что они являются результатом неких опросов. Как проводятся эти опросы — неясно. Обнаружить представительство «ТурСтата» в соцсетях, где могло бы проходить голосование, «Мойке78» не удалось. Не видно на сайте агентства и контактных данных — там нет ни адреса, ни телефона.
Рейтинги «ТурСтата» уже вызывали вопросы. Два года назад корректностью данных агентства и уместностью их использования местными властями задавались в Тверской области. Весной этого года достоверность публикуемой информации подвергли сомнению волгоградские СМИ.
Беглый анализ сайта «ТурСтата» показывает, что он создан на одной из самых популярных бесплатных платформ WordPress. Данные о владельце домена turstat.com закрыты. Аудитория ресурса не превышает 2 тыс. посетителей в сутки.
Трафик поступает в том числе со страниц многочисленных СМИ, которые перепечатывают рейтинги. Это не удивительно — в петербургских редакциях говорят, что неоднократно сталкивались с настойчивыми просьбами «ТурСтата» добавить ссылку на сайт агентства в новость. Ресурс подключен к рекламным сетям «Яндекса» и Google.
В петербургском Комитете по развитию туризма, которому также доводилось публиковать информацию «ТурСтата», заявили, что не сотрудничают с агентством и рассказать о нем каких-то подробностей не могут.
«Ссылались на них, но это разовая история. До этого момента не было никаких сомнений»,— сообщили в ведомстве.
Тем не менее, по подсчетам «Мойки78», во второй половине 2018 года комитет почти каждую неделю публиковал релизы со ссылкой на «ТурСтат», в некоторых случаях — даже с активной. В 2019 году частота таких публикаций снизилась до четырех за полгода.
В Комитете по развитию туризма добавили, что в будущем не планируют пользоваться данными «ТурСтата», поскольку не видят в них необходимости.
В Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии о «ТурСтате» слышали, но никакой информацией о нем не располагают. Пользоваться данными агентства союзу тоже нет необходимости, рассказала «Мойке78» пиар-менеджер организации Мария Таневицкая. РСТ самостоятельно занимается аналитической работой или запрашивает интересующие сведения у представителей рынка.
«Нужно обладать конкретной информацией, основываться на каком-то критерии, который можно оценить. Например, самые популярные города можно оценить по количеству людей, которые их посещают. Опросный метод может использоваться при определенных задачах. Мы проводим опросы среди профессиональных участников туристического рынка, поскольку работаем именно с ними»,— объяснила Мария Таневицкая.
«Мойка78» попросила «ТурСтат» поделиться данными об используемых методиках. Мы также поинтересовались, где физически находится агентство, почему у него нет юридического лица и есть ли в его штате профессиональные социологи и специалисты в области туриндустрии.
«Это частный сайт. Зачем сайту юрлицо, если никаких платных услуг не предоставляет. Менее тысячи посетителей в сутки. Управляется экспертами туристической отрасли ранее работавшими в Трэвел.ру и других сайтах. В Москве. Опросы проводятся среди интернет-посетителей сайта. Это интернет-опрос, а не социологическое исследование. Кстати, на сайте ТурСтат свыше двух лет бесплатно в «телевизоре» есть баннерная реклама официального туристического сайта Санкт-Петербурга, также сайтов других городов»,— ответили в «ТурСтате» (орфография и пунктуация сохранены).
PS: Баннер портала Visit-Petersburg на сайте «ТурСтата» действительно есть. А вот формы для голосования найти так и не удалось.