«Мойка78» в рамках проекта «Городской активист» рассказывает об исследовательнице культурного наследия Петербурга и проблем его сохранения Нике Артемьевой. Благодаря интересу к архитектуре она оказалась на «передовой» борьбы за возвращение исторических дверей на Большой проспект Петроградской стороны. А в ближайшее время намерена развернуть масштабную кампанию по спасению собственного дома на окраине Невского района от накопившихся коммунальных проблем. Своим опытом Ника Артемьева делится в соцсетях и уверена, что многим петербуржцам ее пример будет полезен.
«Интерес к архитектуре и благоустройству у меня был всегда. Я выросла в центре города, и мое детство пришлось на 90-е годы. Помню, как донимала родителей вопросом, почему все в таком упадке. Помню, как пыталась сагитировать маму покрасить лифт в парадной детской акварелью».
Когда семья Ники переехала в маленький дореволюционный дом на проспекте Обуховской Обороны, она стала его первым жильцом, который добился от управляющей компании чистоты в парадной, а затем и ремонта. Ей удалось убедить соседей установить домофон, хотя этой идее долго противились.
«Знаете теорию разбитых окон? Я решила, что пока еще чисто, свежий ремонт, то, может быть, сработает. Составила объявление, разъяснила, какая сумма с каждой квартиры. В итоге сдали почти все. Для меня это была победа. Но несколько лет назад я оттуда уехала, а когда вернулась, стало понятно, что ситуация ухудшилась».
За годы дом пришел в упадок и в нем накопилось много критических проблем, которые требуют немедленного решения. И Ника Артемьева, вооружившись прошлым опытом и решимостью, вновь начала борьбу с десятком комитетов и ведомств за нормальные бытовые условия для местных жителей.
«Пока у нас не хватает сознательности у граждан, и мой опыт для кого-то может быть примером. Пара звонков может что-то поменять».
Параллельно она участвует сразу в нескольких волонтерских проектах. Вместе с другими добровольцами Ника Артемьева помогает профессиональным реставраторам приводить в порядок памятники и сотрудничает со школой волонтеров «Открытого города».
«Волонтерство никогда не было моей целью. Для большинства людей волонтер — это человек с нимбом. Но я просто поняла, что не могу игнорировать проблемы архитектуры. Было ощущение, что существующая система зашла в тупик и надо хотя бы поразмыслить, что можно исправить. Стала искать разные пути. Пару раз у меня даже были порывы просто что-то помыть. Ходишь по парадным, видишь грязную печку, достал влажную салфетку — протер. Была надежда, что жильцы увидят чистые изразцы и, может быть, это на что-то их сподвигнет».
Когда с Большого проспекта стали исчезать исторические двери, Ника Артемьева в силу обстоятельств оказалась связующим звеном между местными жителями, профессиональными градозащитниками и подрядчиком «Газпрома», который затеял «принудительное» благоустройство.
«У меня не то чтобы есть желание тратить много нервов, и это не совсем мой профиль. Но обстоятельства вынудили проявить активность, решительность и опыт переговоров. Дверей в Петербурге осталось не так много, чтобы ими разбрасываться».
По мнению Ники Артемьевой, жителям города пора отделаться от советского прошлого и понять, что дом, где они живут, район, город — зона ответственности и горожан тоже, а в некоторых случаях — прямая собственность.
«Не спорю, управляющая компания должна выполнять свои обязанности, но если ты ей даже не позвонил и не написал, наверное, ты не все сделал для того, чтобы в парадной стало чисто. Но ситуация улучшается, два года назад невозможно было подумать, что можно остановить подрядчика «Газпрома». Мне кажется, что мы на правильном пути».