Как сообщает проект «Свое дело плюс» московская сеть супермаркетов «ВкусВилл» вложит в открытие 500 магазинов в Петербурге и Ленобласти около 3,5 млрд рублей. Новые точки позволят местным производителям «встать на полки» по соседству с федеральными резидентами торговой сети. Однако эксперты предрекают компании убытки из-за быстрого масштабирования.
Московская сеть продуктовых магазинов «ВкусВилл» решилась на глобальное расширение в Петербурге и Ленинградской области. С момента выхода на рынок в 2018 году ритейлер открыл 62 магазина.
Один магазин «Вкусвилл» занимает 150-250 м2, а его открытие в среднем обходится в 7 млн рублей. Участники рынка считают, что столь масштабная экспансия может привести к убыткам.
Больше места
Продуктовый ритейлер также арендовал распределительный центр площадью более 11 тысяч м2 в УК «Грандо». «Увидели потенциал, а открытие нового распределительного центра даёт нам возможность расти», — объясняют в компании. До этого товары каждую ночь доставлялись на полки петербургских магазинов со складов в Москве. Торговая сеть работает с производителями продукции со всей России, в том числе из Петербурга: компания «Крафтия» поставляет сидр, «Микеланджело» — сыры, «Уника» — морсы и т.д.
Количество производителей, у которых торговая сеть закупает продукцию, перешагнула за 500 компаний. В основном среди поставщиков сети встречаются средние предприятия. Новые магазины позволят расширить ассортимент товаров и увеличить объемы закупок у местных игроков. Новых поставщиков, готовых реализовывать товар под маркой «Вкусвилл», компания ищет постоянно.
Заработать и не потерять
По словам Александра Мышинского, владельца торговой сети «Реалъ», в городе нет дефицита свободных площадей. Другое дело, что арендные ставки в стрит-ретейле высокие.
«Многие предприниматели свернули бизнес, поэтому выбор площадок огромный. Только нам ежедневно приходит до 5 новых предложений от агентов недвижимости и собственников. «ВкусВилл» идет по локациям и не обращает порой внимания на завышенную стоимость м2, поэтому других ритейлеров смущает рентабельность такого бизнеса»,— говорит бизнесмен.
Владелец петербургской сети мини-рынков «Фермер» Игорь Бондаренко среди основных рисков для ретейлера отмечает слишком быстрый рост.
«Как бы к 2023 году «Вкусвилл» не повторил судьбу непродовольственного торговца «Юлмарта». Он тоже наращивал обороты и открывал оффлайн-точки продажи, но в один момент весь бизнес сложился как карточный домик. Чем быстрее компания растет, тем быстрее она может схлопнуться, поскольку не успевает делать работу над ошибками и закрывать неликвидные магазины. А если скелет не успевает развиваться за мышечной массой, то он может переломиться»,— считает предприниматель.
«Фермер», также как и «ВкусВилл», относятся к небольшому формату магазинов «у дома». Владелец сети фермерских продуктовых магазинов также отмечает, что на их точках самый ходовой товар — свежее мясо. Деньги от его продажи формируют основную выручку мини-рынков.