Предпринимательницы из Ленинградской области обсудили квотирование женщин в советах директоров, модную тему личного бренда и свои страхи, влияющие на бизнес. Построению личного бренда и извлечению из него дохода предпринимательниц научил блогер из инстаграма с синей бородой. О том, как это было, рассказывает основатель клуба «Свое дело», журналист, автор книги «Бизнес за пять шагов. Как открыть» Лилия Агаркова:

Как сообщает проект «Свое дело плюс» svoedeloplus в отеле «Эмеральд», довольно часто используемом для бизнес-тусовок, состоялся «Женский бизнес-драйв», куда позвали женщин-предпринимателей Ленинградской области. Собралось примерно 200 предпринимательниц, и не только из Ленинградской области. Была замечена, например, Зоя Винниченко, президент Ассоциации «Деловая петербурженка», а также другие бизнесвумен, работающие в Петербурге.

Обсуждали квотирование мест для женщин в советах директоров компаний и правительствах регионов, муниципальных советах. «72 процента госслужащих — женщины, — сказал Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области, — мужчины склонны играть в войнушки, поэтому женское начало в управлении государством и компаниями очень важно». Обратились к европейскому опыту — в Норвегии, оказывается, законом введено 40% квотирование мест в советах директоров компаний для женщин. В других европейских странах также применяются подобные меры. Это обсудили, но признали, что навязывание квот — крайняя мера, но вот большее количество женщин — и в правительстве, и в бизнесе не помешает.

Бренд и пустота

Особое внимание вызвала на форуме тема построения личного бренда. Модно, волшебно, есть истории успеха. Однако специалисты высказывались неоднозначно. Например, Яна Харина, PR-директор ООО «Магистраль двух столиц», разъяснила присутствующим, что если за стремлением построить личный бренд — пустота, то и бренда, собственно, не получится. И привела пример двух предпринимательниц, которые, наоборот, весьма успешно строят личный бренд в соцсетях, опираясь прежде всего на свой огромный предпринимательский опыт и масштабный бизнес: Елену Шевченко, владелицу компании «Север-Метрополь», и Эльнару Петрову, генерального директора агентства экспертного маркетинга NextMedia.

Предпринимательницы действительно неустанно и целеустремленно строят личный бренд, непрерывно общаются со своей аудиторией в сетях, подкрепляя общение своими фотографиями и фотоотчетами. Однако у Елены — весьма успешно работающее кондитерское производство и огромная сеть кондитерских, это ежедневный огромный труд, а у Эльнары — обширная просвещенческая и преподавательская деятельность, тысячи обученных востребованной специальности smm-специалиста. А вообще, это стало настолько банальным, что Яна Харина отписывается от всех, кто строит личный бренд, не подкрепленный ничем. «У меня нет контент-плана в фейсбуке, — сказала Яна Харина, — я пишу от души». И добавила фразу, которая вызвала явное оживление в зале: «Если нет реальных дел, не спасет пиар-отдел!».

В то же время соцсети не только ругали, но также и приводили примеры успешного налаживания коммуникаций с помощью фейсбука. Елена Кириленко, генеральный директор компании КЕЛЕАНЗ-Медикал, рассказала, как с помощью соцсети сумела отбиться от недобросовестных клиентов и с помощью обращений в сети к сообществу, своим друзьям, смогла сохранить добрую репутацию компании.

Синяя борода

О построении личного бренда и заработках на нем рассказал и один из немногих мужчин, пришедший в зал заседаний в шортах и шубе, небрежно наброшенной на голый татуированный торс. Но привлекал взгляды он, прежде всего, своей окладистой синей бородой. Необычным участником женского форума оказался блогер Денис Кузьмин из Инстраграма, который нашел золотую жилу в виде собственного образа. За год он набрал 80 тысяч подписчиков и сейчас у него нет отбоя от модельных агентств. Он предложил не обращать внимание на чужой успех и действовать так, как будто ты единственный в мире. С «синей бородой» многие хотели сфотографироваться.

Мужчина с синей бородой. Фото: Л. Агаркова

Страшно всегда

Закончив с личным брендом, обсудили страхи. Дальше действие форума напоминало кампанию Me too. По очереди предпринимательницы вставали и рассказывали, чего боятся. Боялись контрагентов, клиентов, которые не поймут, не оценят должным образом продукт или услугу, боялись проверяющих организаций, не складывать яйца в одну корзину, доверять партнерам. Начальник комитета по малому бизнесу и потребительскому рынку правительства Ленинградской области Светлана Нерушай также присоединилась к тем, что говорил о страхах, и сказала, что тоже боится.

«Боюсь, что то, что я делаю, покажется недостаточным моему начальству, или предпринимателям мои усилия покажутся недостаточными, — сказала председатель комитета. — Мне страшно всегда, но я борюсь со своими страхами. Если делается не страшно совсем — это равнодушие и это конец работе, твоему делу».

Оказалось, что у чиновников и предпринимателей региона много общего, возможно, потому, что, чиновники, отвечающие там за малый бизнес, больше похожи на соратников и друзей малого бизнеса, а не на тех, кто призван писать регламенты и вводить запреты.