Многие движения активистов, популярные в России, так и не нашли отклика среди петербуржцев. Помимо ставших близкими горожанам борцы за экологию и памятники культурного наследия, были и другие, кто массовую любовь среди петербуржцев не снискал. «Мойка78» выяснила, почему московское движение «СтопХам» так и не прижилось в Петербурге.

В 2018 году Мосгорсуд по требованию Минюста ликвидировал некоммерческую организацию «СтопХам». После закрытия проекта, борцы за соблюдение ПДД перестали «ловить хайп» и принялись проявлять свою активную гражданскую позицию обособленно от каких-либо организаций. По мнению председателя Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александра Холодова, разница в общенародной нелюбви к нарушителям ПДД в Москве и Петербурге проявляется в большем классовом неравенстве в столице.
«В Москве горожане значительно чаще сталкиваются с несправедливостью на дорогах — значительно чаще видят мигалки и их это раздражает. Что касается Петербурга, то здесь ситуация иная и она не провоцирует народ на массовое недовольство»,
— отметил он.

Сейчас деятельность борцов за соблюдение ПДД переключилась на фотографирование автомобилей нарушителей и отправку снимков в ГИБДД. Одной из сфотографированных иномарок, припаркованной наперекор встречному движению на Невском проспекте в Петербурге, стал автомобиль известного артиста Михаила Боярского. Снимки «Мерседеса» звезды спровоцировали генерацию оправданий нарушения в ряде СМИ, а сам Боярский ситуацию комментировать отказался и по телефону, и в эфире программы «Вечерний Ургант».

Ситуацию так или иначе замяли, так как кроме общественного порицания, она ничего не вызвала и никто, вроде бы, не пострадал. Снимок правонарушения отправился в ГИБДД, артист, судя по всему, получил штраф и конфликт был исчерпан. За несколько месяцев до благополучно закончившегося противостояния случались и более жесткие конфликты.

В частности, в конце июля произошел конфликт между пешеходом и тремя молодыми людьми, пытавшимися проехать на Rolls-Royce по тротуару вдоль Комендантского проспекта. Тогда очевидцы сообщали, что прохожий не давал проехать люксовой иномарке по тротуару. Тогда из машины вышел крепкий молодой человек, завязалась драка.

В какой-то момент защитнику правил дорожного движения брызнули в лицо из газового баллончика. Того это, казалось бы, не особо смутило. Тогда в конфликт вступили еще два человека из автомобиля. Вместе они побили мужчину и сорвали с него футболку. После этого все трое сели обратно в машину и уехали. Пострадавший же отправился в травмпункт.

Позже на том же Комендантском проспекте девушка-водитель иномарки также решила проехаться по тротуару, а на замечания пешехода просто вышла из машины, предъявив весомый аргумент в виде бейсбольной биты. Объехав участника диалога, девушка уехала вдаль. Запись оппонент опубликовал в социальной сети. В обоих конфликтах виновные, к слову, понесли административную ответственность.

Организации, принимающие активное участие в жизни городов, уже давно не являются для народа каким-то новым явлением. Общественное объединение «СтопХам», борющееся за соблюдение ПДД, вызвало большой резонанс — кто-то проект поддерживал, а кто-то с ним боролся, попадая в самые «горячие» выпуски на канале активистов в сервисе YouTube. Разница в восприятии проекта была заметна и на региональном уровне: если в той же Москве активистов поддерживали, то в Петербурге отношение к борцам за соблюдение ПДД осталось прохладным.

Изначально «СтопХам» задумывался как способ донести до водителей важность соблюдения ПДД, однако с приобретением широких масштабов и популярности на видеохостингах, превратился в шоу, где молодые сторонники движения старались не столько донести свою мысль до нарушителей, сколько спровоцировать конфликт для большего числа «лайков» на YouTube.

Проект стал именем нарицательным — брендированные баннеры «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу», которые активисты клеили на автомобили нарушителей постепенно перешли и на другие сферы жизни. Так, блогеры и молодежь принялась «бороться» с прохожими, «гуляющими где хотят», с пловцами на дорожках в бассейнах, «плавающими где хотят» и многими другими.

Сам проект не изменял своим традициям и вел активную борьбу, в частности, на улицах столицы, чему способствовали небезразличные горожане. В Петербурге проект также нашел отклик среди жителей, организовавших своего рода местное представительство. Тем не менее, в массы неприязнь к не пропустившим пешехода водителям так и не перешла, ограничившись локальными конфликтами, в том числе и с представителями правопорядка.