Ровно неделю назад теперь уже бывшему доценту СПбГУ Олегу Соколову предъявили обвинение в убийстве 24-летней аспирантки Анастасии Ещенко. Обсуждая все эти дни прогремевшее на всю страну преступление, интернет-пользователи не могли пройти мимо перспектив наказания. Какой же срок может грозить историку, если он будет признан виновным?
Особую жестокость интернет-пользователи, похоже, усмотрели в расчленении тела молодой женщины. Между тем такие действия, которые не могут не шокировать любого адекватного человека, расцениваются только лишь как избавление от улик. Сродни выбрасыванию окровавленного ножа в урну или сожжения документов.
«Это не является отягчающим обстоятельством и при назначении наказания никак не учитывается»,
— пояснил источник в правоохранительных органах.
Впоследствии Олегу Соколову с львиной долей вероятности предъявят обвинение по ч.1 ст.222 УК РФ (незаконное хранение оружия и боеприпасов) за обрез мелкокалиберной винтовки ТОЗ-17 со спиленным номером, ставший орудием убийства. Максимальное наказание здесь — до 4 лет лишения свободы.
Убийство без отягчающих обстоятельств, согласно УК РФ — это от 6 до 15 лет лишения свободы. Но и «потолок» за убийство Насти Ещенко пожилому историку не грозит за счет принятой у него явки с повинной.
«Явка с повинной понимается законом как добровольное сообщение лица о совершенном им или с его участием преступлении, сделанное в письменном или устном виде. Наличие у обвиняемого явки с повинной является не просто смягчающим, а особенно смягчающим обстоятельством. Срок или размер наказания в этом случае не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого наказания, предусмотренного законом»,
— поясняет адвокат Ася Борзова.
Таким образом, если суд учтет явку, 10 лет за убийство без отягчающих обстоятельств — это потолок. Некоторые пользователи соцсетей недоумевают, как можно о ней говорить, если, мол, Соколов не сам пришел в полицию каяться, а был выловлен из Мойки с отрубленными женскими руками?
«Здесь нужно обратить внимание на позицию Верховного Суда РФ, согласно которой явка может быть принята правоохранительными органами, если лицо было задержано не в связи с преступлением, о котором сообщает в своем чистосердечном признании»,
— говорит Ася Борзова.
Она поясняет: из Мойки вылавливали не убийцу. Для стражей порядка в тот момент Олег Соколов был всего лишь нетрезвым гражданином, которому в лучшем случае грозил административный штраф.
Также при назначении наказания суд не сможет пройти мимо отсутствия судимости, преклонного возраста, состояния здоровья, двух малолетних детей, престарелых родителей. Защита непременно потребует учесть положительные характеристики, награды, вклад в науку и т.д. Так что даже с учетом «оружейной» статьи для Олега Соколова больше 10 лет никак не «вырисовывается». Пока по всяком случае.
Впрочем, может так случиться, что историк вообще будет освобожден от отбытия наказания, если эксперты дадут отрицательный ответ на вопрос о вменяемости. Общение обвиняемого с психиатрами начнется уже на этой неделе.