Арестован руководитель второй компании-подрядчика, достроившей стадион на Крестовском острове. В ближайшее время Николай Александров, видимо, многое сможет рассказать компетентным органам. И не только про «Метрострой» и «Газпром Арену».

По версии следствия, Александров объединился с Кузьменко (УПТК филиал ОАО «Метрострой») и Болотовым (ООО «БТР»), чтобы похитить денежные средства ОАО «Метрострой», заключив фиктивный договор на поставку сырья под видом исполнения госконтрактов. Ущерб составляет не менее 178 млн рублей.

Александров вину не признает, говорит, что ничего «не шкерит» и ни на кого «не наезжает».

Интересно, что задержание Александрова случилось вскоре после того, как силовики заинтересовались бывшим гендиректором ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Эти компании объединяет то, что обе они под руководством тогда еще вице-губернатора Игоря Албина достраивали стадион на Крестовском острове.

Стадион на Крестовском

В августе 2016 года, когда Смольный разорвал отношения с предыдущим подрядчиком «Трансстрой», доделывать стадион на Крестовском доверили двум городским городским предприятиям — ГУП «Водоканал» и ОАО «Метрострой».

Последним тогда руководил отец нынешнего гендиректора Николая Александрова Вадим. Под его руководством фирма получила два контракта — за 5,4 млрд на достройку стадиона и за 2,4 млрд рублей на обустройство входной группы.

Доделывали «Газпром Арену» под чутким руководством тогда еще вице-губернатора Игоря Албина, который буквально жил на стройплощадке.

Согласно договору «Метрострой» должен был управиться к 26 декабря 2016 года. 27-го числа Албин написал, что в целом метростроевцы с задачей справились, но остаются на площадке, чтобы «адаптировать» спортивную арену под требования ФИФА.

Договор тогда продлили до 31 марта 2017 года и перебросили на работы порядка миллиарда из графы строительство социальных объектов.

Долгожданное станции метро

Если со строительством стадиона «Метрострой» более-менее уложился в сроки (как никак объект федерального значения), то с развитием городской сети метро все складывалось не столь благополучно.

Чтобы не ходить далеко за примером — три новых станции Фрунзенского радиуса («Проспект Славы», «Шушары» и «Дунайская»). Открыть их под руководством вице-губернатора Игоря Албина обещали еще в декабре 2018 года, но не сложилось.

Назначенный тогда врио губернатора Александр Беглов поставил задачу: поезда должны отправиться в путь не позднее 1 сентября 2019 года. Но опять — промашка. Сначала день «Д» сдвинули на 5 сентября, а когда Беглов посетил новые станции, обнаружилось, что они не в полной мере соответствуют техническим требованиям безопасности. И запуск вновь пришлось отложить.

Когда же наконец станции открылись, они в прямом смысле слова потекли. Особенно досталось «Дунайской».

Если копнуть чуть-чуть глубже, то аналогичные проблемы были и на «Беговой», которую вместе «Новокрестовской» в спешке доделывали к чемпионату мира по футболу-2018.

Претензии рабочих

В процессе строительства новых станций претензии к «Метрострою» обнаружились у сотрудников компании и ее дочерних структур.

Тогда, в декабре 2018 года — январе 2019-го люди десятками выходили с пикетами к Смольному и требовали заплатить им за работу. Кризис оказался так серьезен, что без помощи городского правительства «Метрострой» проблему не решил.

Деньги рабочим выплачивали за предыдущий месяц лишь после личного вмешательства Беглова и поручения перевести недостающие средства на счета «Метростроя».

Финансовые претензии

По утверждению «Метростроя», проблемы с зарплатами возникли из-за того, что счета компании были заблокированы. А заблокировали их из-за претензий Федеральной налоговой службы (ФНС). Разрешить противоречия удалось только в суде.

Свои претензии ФНС изложила на больше чем 150 тыс. листов и оценила в 788 млн рублей. Среди претензий налоговиков были, в частности, закупки оборудования у немецких компаний. Если изначально «Метрострой» оформлял покупки напрямую, то в процессе между российской компаний и немецкой стали появляться «прокладки». Которые на таможне декларировали одну цену, а «Метрострою» продавали за другую, повыше.

Впрочем, с ФНС компании Александровых удалось договориться — в феврале 2019 года стороны заключили мировое соглашение.

Но тут на «Метрострой» посыпались иски от подрядчиков. К примеру, как писала «Мойка78», шесть штук за раз, в том числе два от «Водоканала», на общую сумму свыше 20 млн рублей. Судилось с компанией и правительственное ГКУ «Дирекция транспортного строительства», которое оценило задолженность метростроевцев по новым станциям метро в 8 млрд рублей.

В общем, потенциал для компетентных органов в плане общения с директором «Метросртоя» Николаем Александровым большой. А в случае чего поправить и дополнить его показания, возможно, сможет экс-директор «Водоканала» Евгений Целиков.