Представляющая активистов дома Лермонтова Ольга Литвинова стала обладательницей приза зрительских симпатий на церемонии награждения «Город действия» премии «неВлиятельные люди Петербурга — 2019», организованной интернет-изданием «Мойка78».

Дом на Садовой, 61, в котором когда-то жил Лермонтов с бабушкой, официально передали Мариинскому театру в июне 2016 года. Примерно тогда же ему поручили выполнить охранное обязательство. Консервацию здания должны были произвести до марта 2017 года, но сроки нещадно просрочили. Театр отделалась стотысячным штрафом и, похоже, благополучно отложил заботы о доме.

Активисты, в свою очередь, добиваются сохранения дома и создания музея в квартире, где когда-то жил Лермонтов. Так, 27 ноября 2019 года Октябрьский районный суд Петербурга принял решение в принудительном порядке разработать проект сохранения дома на Садовой, 61.

— Расскажите о своей группе и ваших основных целях

— Наша группа существует уже давно, а ее участники участвуют в пикетах на протяжении шести лет. Акции проходят 3 числа каждого месяца у дома на Садовой, 61 в 19:00. Кто-то приходит один раз, кто-то постоянно, кто-то в хорошую погоду, под настроение. Сначала нашей задачей было рассказать об этом доме, и сделать все, чтобы показать, что наш город нуждается в музее Лермонтова. Самое интересное, что большинство петербуржцев даже не знают, что в нашем городе был такой музей, а некоторые вообще уверены, что музей есть и сейчас. Музея Лермонтова нет уже больше 100 лет, он был закрыт после революции и снова работать не начал. А ведь это был уникальный музей, куда приводили всех гимназистов, в который есть дореволюционные путеводители.

— Каких успехов удалось достичь?

— У нас есть значительное продвижение — по крайней мере, с нами уже разговаривают не так, как раньше, и серьезнее относятся. Раньше считалось, что это просто глупость: дом расселенный и все это уже оставлено. Люди, которые начали борьбу очень давно, еще до перестройки, не прекращали борьбу за этот музей.

— В чем уникальность вашего движения?

— Лично для меня это совершенно уникальная акция, какой никогда никто не видел и которой никогда и нигде больше не было. Это народ, который мечтает о музее Лермонтова — петербуржцы, для которых главное музыка и искусство. Они не могут не почувствовать и не понять, что такое «гений места». Я думаю, с большим удовольствием музыканты проводят концерты там, где играл Шостакович, чем в каких-то совершенно новых местах.

— На какой итог своей борьбы вы рассчитываете?

— Я оптимист, и мне всегда удается побеждать, как это ни странно. Я надеюсь, что мы сможем добиться своего, потому что наша задача — добиться того, чтобы все петербуржцы знали, что у нас был музей Лермонтова, его закрыли и он должен опять появиться. Он необходим. Шесть лет назад мы обратились в библиотеку Лермонтова с просьбой провести у них диспут «Нужен ли городу музей Лермонтова?» — получили отказ. Я думаю, что если сейчас такой диспут был бы намечен, то, может быть, люди бы пришли, чтобы и библиотека Лермонтова откликнулась.