Закончилась эпопея со сменой руководства ОАО «Метрострой». Гендиректор Николай Александров под арестом, Сергей Харлашкин — врио главы.

Ныне арестованному Александрову принадлежит 24,95% акций компании, его отец Вадим Александров владеет 13,62% «Метростроя». Городу в лице комитета имущественных отношений (КИО) принадлежит четверть акций, АО «Национальному расчетному депозитарию» — 14,2%.

Сам «Метрострой», по данным информационно-аналитический системы «Контур.Фокус», значится учредителем и совладельцем нескольких десятков компаний, часть из которых выступают его подрядчиками при строительстве метро.

В сфере деятельности Сергея Харлашкина оказались несколько фирм, где у «Метростроя» контрольный пакет акций. Так, например, компании принадлежит 70% «СМУ №13», 100% «Автотранспортного предприятия Метростроя» и «Управления-15 Метростроя».

Кроме того, компания Александровых контролирует «СМУ №11 Метростроя», «СМУ №9 Метростроя», «Управление-20 Метростроя».

Есть, однако, и компании-подрядчики, «Метрострою» напрямую неподконтрольные. В частности, «Метроподземстрой», где у фирмы Александровых только 30% в уставном капитале, и Инжпетрострой». Также неподконтрольны «Метрострою» компании «СМУ №10 Метростроя» и «Управление № 10 Метростроя», которые полностью принадлежат частным лицам.

В ближайшей перспективе, очевидно, врио генерального директора «Метростроя» Сергею Харлашкину предстоит взять их под свое крыло (или хотя бы попытаться). Взять под контроль дочек «Метростроя», похоже,  надо, чтобы добиться результативной работы.

Напомним, что Харлашкин в Петербург перебрался  из столицы. В Москве он возглавлял госпредприятия, которые занимались ремонтом дорог. После — работал в частных компаниях, которые среди прочего строили третье транспортной кольцо, тоннель к аэропорту Внуково и инженерные сети МГУ.

Интересно, что большую часть строительных работ в столице Харлашкин выполнял при губернаторе Юрии Лужкове. Там же и в то же время, к слову, трудился и Марат Оганесян, впоследствии ставший начальником Харлашкина в Петербурге.

В северной столице Сергей Харлашкин в 2014-2019 годах проработал председателем комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Все это время он и его кураторы пытались взять под контроль — прямой или косвенный — «Метрострой», используя метод кнута и пряника. (То разрывали контракты с компанией и грозились привести в город московских или турецких строителей, то давали шанс восстановить репутацию и переводили деньги на зарплаты рабочим.)

Потом был объявлен план по строительству новых станций городской подземки — по словам губернатора Александра Беглова, ежегодно город станет выделять по 30 млрд рублей, чтобы к 2032 году открыть 29 новых станций. И теперь то, что происходит с «Метростроем», очень похоже на недружественное поглощение.

Николай Александров, ныне оказавшийся под арестом по подозрению в растрате почти 180 млн рублей, такой богатой биографией, как у своего сменщика похвастаться не может. До июня 2017 года он трудился заместителем гендиректора «Метростроя», своего отца Вадима Александрова. А после сменил его на этому посту.