Мусорная реформа в Петербурге находится под вопросом — «рулить» процессом доверили врио главы Комитета по благоустройству Сергею Малинину, у которого в послужном списке из мусорных вопросов есть разве что опыт похода от собственной парадной до мусорных контейнеров во дворе. Помимо руководителя вызывает вопросы и сама мусорная реформа, недоверие к которой активно высказывают петербургские операторы.

Врио главы комитета по благоустройству Петербурга Сергей Малинин, похоже, рискует уйти со своего поста раньше, чем в Петербурге начнется мусорная реформа, отложенная до 2022 года. В частности, многие эксперты уверены, что у чиновника не хватает опыта для реализации такого масштабного проекта. Мусорной реформой недовольны и представители бизнес-сообщества, которые считают, что монополизация рынка с появлением Российского Единого Оператора (РЕО) в рамках проекта приведет к необоснованному повышению тарифов и «убьет» конкуренцию. О том, чем плоха мусорная реформа в Петербурге, корреспонденту «Мойки78» рассказал заместитель генерального директора петербургского мусорного оператора АО «Автопарк №1 «Спецтранс» Николай Колычев.

Мусорная реформа вызывает вопросы не только в Петербурге, но и по всей России. Вопрос скорее в том, что, по мнению представителей бизнес-сообщества, при формировании реформы правительством и законодателями была допущена радикальная ошибка — монополизация всех сфер деятельности — которая ведет исключительно к повышению тарифов для населения.

«Сейчас поставили ответственным одного человека — Малинина. Нельзя сказать, что он за все отвечает и все должен сделать. Я считаю, что все органы власти должны ощутить свою ответственность за то, что происходит, и понять, что сейчас простых решений уже не осталось»,
— сказал Колычев корреспонденту «Мойки78».

Специалист также выразил уверенность в том, что бизнес-сообщество готово объединиться и найти какую-то наиболее приемлемую формулу, чтобы с одной стороны — не повышались тарифы, а с другой — были выполнены задачи национального проекта «Экология».

Колычев отметил, что при провале мусорной реформы в Петербурге не стоит винить во всем Малинина. По его словам, проект по-прежнему не является до конца проработанным, а мнение представителей бизнес-сообщества при составлении документа и вовсе не учитывалось.

«Федеральные власти, подгоняя регионы в реализации реформы, не требуют положительных результатов, которых ждет общество. А эта реформа никому из нас не нужна, нам нужны положительные результаты. А что касается положительных результатов в других регионах — их кот наплакал, а отрицательных — очень много. Есть регионы, где мусорные операторы находятся в предбанкротном состоянии, а если они обанкротятся, то территории будет попросту некому убирать, не на что и нечем»,
— отметил он.

Тот факт, что в Петербурге мусорная реформа отложена до 2022 года, является преимуществом для петербургских компаний, которые получили возможность посмотреть на другие регионы, считает он. Другой вопрос — смогут ли компании из Петербурга реализовать реформу согласно ожиданиям. Так, в Саратове при реализации реформы местные жители столкнулись с геморрагической лихорадкой, обусловленной резким скачком популяции крыс и мышей.

«Дело ведь еще и в том, что монополизация ведет к тому, что останется один оператор, а весь остальной бизнес не будет держать машины и людей. А если что-то случится с этим единым оператором, то некому будет его заменить. Это очень опасно. Я считаю, что эта реформа в корне неправильная, и кому это надо — соглашаться на такие реформы? Народу? Вряд ли людям нужно повышение стоимости тарифов. У нас на законодательном уровне ввели ответственность за утилизацию отходов товаров, и промышленность уже платит вовсю — уже более 15 тыс. плательщиков по этому делу. Плюс ко всему нам, населению, повысили тарифы, но не могут же на один и тот же мусор два раза повышаться тарифы? Почему это происходит? Пускай ответит кто-нибудь в правительстве — не в правительстве Ленобласти, а в федеральном правительстве — почему у нас два раза идет платеж за мусор? Очевидно, что эта реформа нацелена на освоение средств, а не на достижение приемлемых экологических и санитарных результатов»,
— подчеркнул специалист.

По мнению Колычева, федеральная власть допустила ошибку, монополизировав функцию организации обращения с отходами. Сама же эта монополизация, на его взгляд, «сформулирована очень интересным образом: монополия введена, а ответственность — нет».

«Мы неоднократно предлагали ввести соответствующую ответственность, в том числе и депутатам петербургского ЗакСа, и комитету по благоустройству, который был радикально против, потому что им тогда по закону пришлось бы нести ответственность за ряд определенных вещей — за уровень ресурсосбережения, за уровень роста ряда заболеваний и многое другое. За это никто не хочет отвечать, а если так происходит, то что это за реформа? Народу эта реформа не принесет ничего хорошего. Эта реформа проводится ради реформы и, к сожалению, есть еще большая беда — в верховных органах власти уже было сказано, что у нас мусором никогда не занимались, а на самом деле, это уже третья реформа»,
— отметил он.

«Первая реформа — рыночная, вторая привела к засыпанию городов отходами, а третья, которая проводится сейчас, — антирыночная. Если не определить правила игры для бизнеса, это закончится тем, что возникнет существенный рост тарифов для населения и появятся попытки вырвать элементы западных технологий с печальными результатами», — заключил он.

Справка:

Целью мусорной реформы, по замыслу ее авторов, является ликвидация незаконных свалок и переход на раздельный сбор отходов, их сортировку и переработку с тем, чтобы их можно было использовать повторно.

С 1 января 2019 года в России осуществляется переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», предусматривающего предоставление городам федерального значения – Москве, Петербургу и Севастополю – права не применять положения Закона об отходах о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов, на территории этих регионов реализация реформы отложена до 1 января 2022 года.

Сергей Малинин является временно исполняющим обязанности главы комитета по благоустройству Петербурга с 14 октября 2019 года. В 2012 году Малинин был назначен заместителем председателя комитета по благоустройству, а в 2013 году стал первым зампредом главы комитета. После ухода Владимира Рублевского с поста главы комитета Малинин занимает его должность.