Нынешняя концепция железнодорожных полуколец в Петербурге появилась в 2017 году с подачи ЛСР. Строительная компания собиралась инвестировать в проект, потом отошла в сторону, а сейчас может вернуться.

15 марта 2017 года петербургские СМИ опубликовали проект наземного метро, разработанный компаниями ЛСР, Ленгипротранс и РЖД. Железнодорожное полукольцо протяженностью 53 км должно было соединить Юнтолово на севере — через Старую Деревню, Ладожский вокзал, Электросилу — и Сосновую Поляну на юге города.

Общие затраты на строительство тогда оценивались в 100-200 млрд рублей, часть денег собиралась инвестировать ЛСР.

Главной статьей расходов, говорили в компании, может стать строительство моста, поскольку существующий Финляндский мост не смог бы выдержать новые нагрузки. В ЛСР предлагали построить новый одновременно для ВСД и железнодорожного кольца.

В сентябре 2018 года РЖД, одни из соавторов проекта наземного метро, подали заявку на финансирование проекта из федеральной казны. Железнодорожники тогда сообщили, что готовятся к реализации вместе с правительствами Петербурга и Ленобласти. Представитель ЛСР в свою очередь заявил, что компания не участвовала в последних переговорах по проекту. Денег на строительство тогда не дали.

Еще через год, в августе 2019-го, в правительстве Петербурга устроили совещание. «Встреча прошла под руководством вице-губернатора Евгения Елина и заместителя генерального директора РЖД», — сообщили тогда в пресс-службе Смольного.

Обсуждали среди прочего «организацию полукольца на участке от Балтийской до аэропорта Пулково». Было решено, что РЖД при поддержке чиновников подготовит технические документы.

На подготовку этих документов, судя по всему, ушел месяц: 2 сентября 2019 года в СМИ «утекла» концепция двух железнодорожных колец. «Трассировка по большей части совпадает с концепцией кольцевого наземного метро», которую подготовила двумя годами ранее компания ЛСР, писали журналисты.

Главным отличием от версии 2017 года стал, пожалуй, акцент на связь с Ленобластью. В новом виде концепция предполагала, что полукольца свяжут не районы города, а Ораниенбаум с Белоостровом и Тосно.

Вице-губернатор Евгений Елин. Фото: Baltphoto/Андрей Федоров

Отметим, что в СМИ авторство сентябрьской концепции приписывали Смольному. «Финальный» вариант документа попал в прессу 13 января 2020 года и назывался уже «концепцией РЖД». В нем одно из полуколец продлили до Гатчины. Строительство планировали начать уже в 2022 году и завершить к 2030-му.

Интересно, что январская концепция РЖД публиковалась в прессе с комментариями экономического блока Смольного, которым руководит вице-губернатор Евгений Елин.

Спустя два дня, как сведения «утекли» журналистам, другой вице-губернатор Максим Соколов, экс-глава ЛСР, провел совещание по поводу этой концепции.

Максим Соколов. Фото: Wikipedia

Саму концепцию представили сотрудники «Ленгипротранса», компании, которая, по-видимому, и рисовала все упомянутые выше варианты наземного метро. Нынешний вариант, по словам Максима Соколова, второй.

По итогам совещания вице-губернатор постановил, что концепцию надо утвердить, устроить общественное обсуждение, а потом разработать план реализации с учетом грядущей транспортной реформы. Конкретные сроки озвучены не были.

Примечательно, что об этом совещании с участием Соколова сообщила пресс-служба городского правительства. Петербургские СМИ, которые публиковали изначально «финальный» вариант концепции с комментариями Елина, об этом совещании не сообщили вовсе.

«Мойка78» направила в компанию ЛСР, где раньше трудился Максим Соколов, запрос. Мы попросили оценить нынешний вариант концепции и сообщить, заинтересована ли компания поучаствовать в ее реализации. Ответ на запрос пока не поступил.