На рынке уже появляются предложения купить продукцию «с Меркурием» (ГИС «Меркурий» — автоматизированная система, предназначенная для электронной сертификации продукции животного происхождения — Ред.). Этот вопрос предприниматели обсудили на деловом завтраке «Ритейл 2020. К чему готовиться?», организованном петербургским объединением СМИ «Медиасиндикат». При этом проверять сырье все равно нужно, потому что доверия к документам у российских производителей нет.
Во время завтрака предприниматели и представители крупных и малых торговых компаний обсудили новые технологии и подходы, которые предлагает 2020 год участникам рынка, а также то, с чем приходится сталкиваться при внедрении той или иной системы.
Магазины без персонала
«Магазины без персонала — вот будущее ритейла, — рассказал Андрей Ермолин, генеральный директор компании Yarus, вернувшийся из США и поделившийся своими впечатлениями. — Входишь в магазин, прислоняешь телефон на входе, потом на выходе и получаешь чек, оплачиваешь его. Все».
«В целом, тренды такие, и маркировка продукции — это не только российская история, — подчеркнул Андрей Ермолин, — в Европе запускается подобная программа, но мы даже идем в авангарде».
Алексей Дементьев, руководитель АБН, отметил, что некоторое время назад молочные компании под прикрытием борьбы с контрафактом активно лоббировали свою маркировку. Сейчас это происходит в масштабах всей страны.
«Надо смотреть, кому это выгодно»,— сделал вывод Алексей Дементьев.
Доставка: выгодно ли бизнесу
В какую сторону еще может пойти развитие ритейла, порассуждала Ксения Тарасова, операционный директор «Оптоклуба Ряды».
«Наш формат- склады за городом, куда приезжают экономные люди и покупают товары в больших упаковках, — рассказала Ксения. — Это такие продуманные «экономщики». Товары при этом продаются с минимальной наценкой. Для многих розничных продавцов это тоже удобно».
И Ксения отметила, что тренд доставки товаров из магазинов — не такой уж однозначный: мелкие службы доставки закрываются, а у крупных нужно сопоставлять количество новых клиентов и количество повторных заказов.
Антон Георгиев, владелец ООО «Медовый дом», который работает со всеми крупными федеральными сетями, отметил, что у «Оптоклуба Ряды» проблема с доставкой потому, что у них маленький оборот относительно крупных оптовиков.
«И поэтому им тяжело в этом сегменте. Покупателей мало интересует наша закупочная сила»,— сказал Антон Георгиев.
И предприниматель привел пример «Перекрестка», который, имея лучшие условия на входе, может бесплатно возить заказы. «Другим это сделать будет тяжело. Доставка — такая тема», — заключил бизнесмен и перешел к проблемам маркировки.
Затратные эксперименты
«Меня больше всего не устраивает, что все эти эксперименты государства, которые они проводят, приводят к страданиям предпринимателей, — отметил Антон Георгиев, — когда перешли на систему «Меркурий» (ГИС «Меркурий» — автоматизированная система, предназначенная для электронной сертификации продукции животного происхождения — Ред.), совокупных штрафов нам выписали на несколько миллионов. Потому что они выписывают их с ошибками, мы большую часть их отбили через суд, но 3,5 млн заплатили, и надо понимать, что это все ложится на потребителя». При этом растет ли качество? Не растет, а ухудшается, отметил Антон Георгиев и рассказал, что в интернете уже можно купить «продукцию с Меркурием», которая «будет сделана из чего угодного».
«Я знаю, где я могу купить сырье, с «Меркурием», с входящими документами, — сказал Антон Георгиев, — но по факту это уже будет фальсификат. И настоящая проблема в том, что все наши документы не имеют никакой ценности потому, после них товар все равно нужно проверять и платить за это огромные деньги. У нас нет доверия к товару ни на каком этапе. Даже к госорганам», — заключил предприниматель.
Нужно отвечать за качество
Леонид Цой, фермер из Ленинградской области, владелец сети магазинов «Это у нас семейное» и ресторана «Молоко» в деревне Порошкино, говорит о том, что система «Меркурий» — одна из идей борьбы с фальсификатом, и она уравнивает продукцию, продается ли она в обычном магазине или премиум класса.
«Сначала систему прослеживаемости товара ввели — от фермы до комбината, потом — до магазина. Но мои субъективные ощущения, большая часть, например, молочной продукции не должна быть на полке. Если бы эта система работала, полка должна быть пустой», — говорит он.
Хорошего продукта будет не хватать, если подходить к сертификации строго, а народ то надо кормить. Стоит отметить, что как раз сейчас в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) как раз обсуждают возможную отсрочку введения полной маркировки молочной продукцию.
Представитель оператора связи МТС рассказала, как компания помогает ритейлерам выбирать лучшие розничные точки с точки зрения посещаемости, проходимости, так как компания обладает массивом данных клиентов: кто где живет, кто где работает, в какое время перемещается по какой части города. Но это не персональные данные, подчеркнула представитель, а данные потоков.
«В свое время мы провели аналитику салонов — опирались при этом на данные продаж смартфонов, и эту модель мы предлагаем ритейлерам. Говорим, какое место будет идеально с точки зрения новой торговой точки»,— заключила представитель компании.
«Мой телефон подключен к МТС и вы можете сказать, какой мой доход?» — поинтересовался Леонид Цой у мобильного оператора, — то есть я показываю вам точку на карте и вы сможете сказать, какая доходность, выручка, посещаемость этого места, или даже довести человека до него?». И получил утвердительный ответ, который заставил и ритейлеров. и производителей задуматься.