Канализация петербургского Водоканала должна будет пахнуть вкусно или не пахнуть вовсе. Оценивать ароматы предприятия будут в «единицах запаха», следует из законопроекта экс-кандидата в губернаторы, депутата Надежды Тихоновой.
Петербургское Заксобрание в четверг, 12 марта, одобрило предложения Тихоновой о правках в федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». Вскоре депутат отправится в Москву, чтобы представить свою инициативу на рассмотрение Государственной Думы.
Надежда Тихонова предлагает на федеральном уровне закрепить обязанность власти контролировать не только содержание вредных веществ в воздухе, но и то, насколько неприятно они пахнут.
Из пояснительной записки следует, что анализировать содержание вредных веществ в воздухе — долгая и дорогая процедура.
«При этом в большинстве случаев проводимые замеры показывают, что предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воздухе не превышают норму, а население, тем не менее, ощущает присутствие неприятного химического запаха»,— указала Надежда Тихонова.
Решить проблему она предлагает не по химическому составу веществ в воздухе, а потому, как их воспринимают люди. На чиновничьем языке это значит, что уполномоченные органы власти должны будут установить и контролировать нормы «концентрации запаха, выраженные в единицах запаха».
На первый взгляд странная формулировка «единица запаха» прописана в межгосударственном ГОСТе, порядок ее расчета — ольфактометрия — утверждена министерством природы еще в 2012 году.
«ЕЗ (единица запаха) в метре кубическом воздуха представляет собой концентрацию запаха, которую ощущают половина волонтеров, принимающих участие в исследовании»,— объясняет Надежда Тихонова в пояснительной записке к своему законопроекту.
Стандарты запахов, отмечается в записке, уже введены во многих европейских странах. В районе жилой застройки это 3-5 ЕЗ/м, в промышленных зонах — 10 ЕЗ/м. На сколько единиц запаха воняет канализация петербургского Водоканала, мы узнаем, когда инициативу Надежды Тихоновой одобрит федеральный парламент и подпишет президент.
Предыдущая федеральная инициатива Тихоновой о сбросах в воду свой путь до подписания президентом прошла за 2,5 года. Когда будет принят нынешний законопроект о «единицах запаха», как рассказала «Мойке78» депутат, органы власти в регионах определят ответственную за соблюдение новых норм структуру. В Петербурге это будет, скорее всего, комитет по природопользованию, ему и предстоит разработать меры воздействия на нарушителей, то есть определить размеры штрафов.
«Будет привязка к количеству обращений граждан. Не знаю, какой критерий будет — от ста заявок, от тысячи – это уже органы исполнительной власти пропишут. То есть, грубо говоря, человек не может открыть форточку, потому что воняет, он звонит по указанному телефону в орган исполнительной власти и говорит: неприятный запах. Таких обращений накопилось, допустим, сто штук, и у органа исполнительной власти есть полномочия вызвать бригаду, замерить концентрацию, установить, что превышено предельное значение, и от источника запаха — промышленной зоны, полигона… – можно будет требовать прекращения неприятного запаха»,— рассказала Надежда Тихонова.
Петербургский Водоканал тем временем продолжает скромничать и не рассказывает, какие дурнопахнущие яды сливают в его трубы. Вместо этого предприятие под руководством Александра Данилова, словно фокусник из шляпы, вытаскивает из люков смытый в унитаз бытовой мусор.
А люди в прямом смысле слова чуют. В марте, к примеру, 2019 года в Купчино не продохнуть было от запаха газа. Оказалось, неизвестные слили неизвестное вещество в колодец у проспекта Славы. В ноябре того же несчетное количество единиц неприятного запаха ощутил сразу весь город, и опять из-за слива химикатов в канализацию…
Ответственность за эти ароматы, напомним, несет комитет по энергетике во главе Андреем Бондарчуком и профильный вице-губернатор Максим Шаскольский.