Профессор департамента экономики Петербургской школы экономики и менеджмента «НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург» Александр Скоробогатов в разговоре с корреспондентом интернет-газеты «Мойка78» сравнил текущую экономическую ситуацию с сильным штормом. Он предрек рост долгов по кредитам перед банками и падение рынков. По его словам, в первую очередь это коснется тех отраслей, по которым коронавирусная паника и карантинные меры ударили сильнее всего, например, авиаперевозки, туризм, гостиничный бизнес:

«Допустим, человек потерял работу или бизнесмен остался без денег. У них нет средств, чтобы платить по счетам. Такого рода люди могут столкнуться с проблемой погашения ипотечных платежей. Что здесь еще возможно? Есть прогнозы, что ЦБ может повысить учетную ставку, чтобы поддержать рубль. И если это будет сделано, то значит заемные средства станут менее доступны. Потенциально это ударит по тем людям, которые нуждаются в них.

Кроме того, нужно учитывать то, что сами кредитные договоры разные. Например, они бывают с плавающей процентной ставкой. И если, опять-таки, ЦБ повысит учетную ставку, то кредит станет дороже для таких граждан. Соответственно, они будут больше платить. Просто-напросто их регулярные платежи пересчитают. Если все это связано с какими-то проблемами — работой или бизнесом — мы можем получить какое-то количество людей, которые будут не в состоянии платить. То есть увеличится количество проблемных долгов.

Если говорить о возможностях государства, их как раз демонстрируют в основном США и страны Европы. В частности, мы видим, что центральные банки западных стран понижают свои учетные ставки для того, чтобы сделать кредитные ресурсы более доступными. Но пока это практически никакого эффекта не дало. В результате они даже к более экстремальным мерам переходят — к прямому выкупу долговых обязательств и акций на фондовом рынке. Но даже это какого-то серьезного результата не дает. В целом, рынки падают. Рано или поздно это должно затронуть реальные секторы экономики.

В целом, российские власти способны принимать те же меры, что и иностранные коллеги. Но я бы сказал так — сейчас сила этого шторма настолько велика, что не работают традиционные меры, связанные с монетарной и фискальной политикой, которые обычно принимали в западных странах.

Судя по всему, сейчас такая ситуация, что ее проще просто переждать. Приведу аналогию со штормом для парусного корабля: можно принимать меры, чтобы как-то плыть, но если стихия слишком сильная, тогда речь уже идет о том, чтобы просто ее переждать, пересидеть где-то в трюме. То есть в зависимости от силы шторма какие-то традиционные меры могут не действовать. Поэтому, данную ситуацию проще переждать и все».