Ленинградская область в деле спасения бизнеса предлагает федеральным властям идеи по сохранению рабочих мест. Например, речь идет о том, чтобы научить людей удаленным IT-специальностям или же ввести общественные работы нового типа. Об этом рассказал председатель регионального комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов:
«Помимо уже принятых мер поддержки бизнеса, с самых первых дней возникновения ситуации с коронавирусом, мы предлагаем федеральным властям такие меры, как прямые субсидии на сохранение рабочих мест. Наверное, это предложение звучало со всех сторон, и мы рады, что президент РФ Владимир Путин принял решение о единовременной выплате по одному МРОТ безвозвратно. Вторая история, по которой мы все обращаемся, — это выплаты не только организациям, но еще и ИП, и самозанятым. Другими словами, то ,что мы реализовали на региональном уровне, получило финансирование и поддержку на федеральном.
Сейчас у нас есть несколько необычных предложений: первое — это социальный контракт на получение востребованной специальности. Предположим, человек работал в отрасли, которая будет восстанавливаться крайне долго, как, допустим, туризм. Ведь ограничения перемещения между странами продержатся еще долгое время даже после снятия карантинных мер, а это значит, что фактически удерживать занятость в этой сфере будет нецелесообразно. В то же время, например, есть востребованные специальности в сфере IT, которые может получить почти любой человек с высшим образованием. Это может быть такое направление, как тестер программного обеспечения. Обучение этому займет всего несколько месяцев, и при этом мы говорим о вполне востребованной на сегодняшний день в растущей IT-индустрии специальности.
То есть человеку дается возможность получить бесплатно образование, а чтобы он смог в это время на что-то жить, ему выплачивается 1-2 МРОТ в месяц. Отмечу, что с гражданином заключается контракт, и если он отказался от трудоустройства несколько раз или не нашел работу за определенный период, то будет обязан вернуть те деньги, которые направлялись на его финансовую поддержку. Но если он трудоустроился, тогда ничего выплачивать не нужно. Это нормальный принцип, когда государство вкладывает довольно серьезные деньги в то, чтобы реструктуризировать занятость. Поскольку понятно, что есть сектора, которые пострадают и потеряют занятость, а есть те, где с учетом бурного развития цифровых технологий появятся новые рабочие места и нужны будут новые руки. Это первое предложение, которое мы детально описали и направили на федеральный уровень.
Второе предложение — это общественные работы нового типа. С одной стороны, фраза не вызывает никакого энтузиазма, возвращает воображение в исторические аналоги, связанные с великой депрессией и периодом, когда людей, еще недавно занятых в аграрном секторе, направляли на строительство дорог, мостов и т.д. Но сегодня, наверное, было бы нецелесообразно и неэффективно направлять офисных служащих, белых воротничков на физические работы. Поэтому мы предложили их реализовать в тех сферах, которые под силу каждому. Например, в туристической сфере. Им можно поручить разработку региональных каталогов туристических маршрутов. То есть это физически несложная работа, но она дала бы эффект с точки зрения занятости. Люди получали бы больше МРОТа, зарабатывали достойные деньги, не выпадали бы из трудовой деятельности и создавали продукт, который был бы востребован и пригодился в дальнейшем, когда регион и страна выйдут из самоизоляции.
Таких идей может быть много. Вспомним кризис 2008-2009 годов, в то время реализовывались мероприятия, когда крупные предприятия получали деньги за то, чтобы сотрудники делали какой-то мелкий ремонт корпусов, занимались уборкой и расчисткой территории просто для того, чтобы сохранить занятость. Мы считает, что сейчас тоже настало время поработать по этому направлению».