Во время пандемии коронавируса петербургские управляющие компании столкнулись с большими финансовыми трудностями. Как обстоят дела на рынке ЖКХ сейчас и чего ждать в будущем, рассуждает председатель совета Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин:
Я разные цифры слышал от разных компаний. Кто-то говорил, что на 40% снизилась собираемость платежей, кто-говорит — почти на 60%, кто-то приводил пример — на 95%.
Мне звонили из государственных управляющих компаний. Их собирал жилищный комитет, пытался получить рекомендации. Но там, насколько я понимаю, нет людей из бизнеса, которые могут что-то порекомендовать.
Поэтому им дали рекомендацию — не платить налоги и кредитоваться за счет кредиторской задолженности по налогам.
ВЦКП всегда использовался как кошелек администрации для покрытия финансовых разрывов. Возможно, его данные не совсем правильные, и часть денег замалчивается. Процент сознательно снижается для того, чтобы оставить запас на случай форс-мажора.
Что касается частных компаний, мы рекомендации обсуждали. Это, естественно, создание кредиторской задолженности по налогам и с контрагентами. Надо фильтровать, каким контрагентам заплатить: если за мусор не заплатить, людям не на что будет купить топливо. Поэтому небольшим организациям, чтобы они не оставили дома без обслуживания, надо платить.
На месте администрации города я бы вообще рекомендовал отменить плату за электричество, воду и тепло. Потому что это монополисты, и их гораздо легче субсидировать, чем тысячи организаций.
Сейчас администрация особых рекомендаций не дает, потому что они просто не в состоянии что-то изменить, и когда пандемия закончится, администрация будет говорить: вот какие мы молодцы, мы прошли коронавирус, поэтому что наша система была правильной.
А система их абсолютно неправильная. Создание монополий, создание единого треста жилищно-коммунального во главе с жилищным комитетом — это система неправильная.
Если бы у нас сегодня не 70% предприятий находилось в руках жилищного комитета, а были бы тысячи частников, то ситуация была бы намного легче. Управляющие компании были бы ближе к своим потребителям, к своим клиентам, и они бы гораздо легче решали эти проблемы.
В Европе управляющая компания считается крупной, когда у нее порядка 100 тыс. квадратных метров, а у нас по несколько миллионов, то есть наши жилкомсервисы надо делить на десять на двадцать организаций.