АО «РДЖСтрой» провело новый конкурс на реконструкцию Токсовского вокзала. На сайте госзакупок размещен лот на выполнение комплекса строительно-монтажных работ. До этого старинное здание изуродовали сайдингом, лишив его исторической ценности. Об этом на своей странице в Facebook написал председатель Василеостровского «Яблока» Дмитрий Анисимов, который в разговоре с корреспондентом «Мойки78» перечислил еще несколько подобных случаев и объяснил, почему история со станцией в Токсово может вылиться в международный скандал:

«В 2008 году Токсовский вокзал претерпел капитальный ремонт. Мне сложно оценить его последствия — насколько серьезно изменилась структура здания. Оно обшито сайдингом, под которым остались оригинальные стены.

И это не первый случай. В Ленинградской области, если вы помните, произошла шокирующая история со станцией в Семрино — старинное деревянное здание 1903 года постройки снесли, а вместо него поставили уродливую коробку. А ведь люди им гордились. В поселке таких выдающихся памятников архитектуры больше нет.

Ровно то же самое произошло со станциями «Горовастица» под Тверью и «Ижоры» в Ленобласти. В Галиче красивое здание вокзала чуть ли не взрывали. Мне написали люди, которые рассказали, что для разрушения вызывали поезд. Причем местное население участвовать в этом отказалось, но здания все равно не стало.

Случай с вокзалом в Токсово совершенно абсурдный. Комитет по культуре Ленинградской области не реагирует, хотя люди еще в декабре подали заявление на включение здания в реестр объектов культурного наследия. А активисты даже обратились в прокуратуру. Тем временем в РЖД считают, что вокзал отремонтирован, но его художественная ценность утрачена. Теперь под этим предлогом, а также якобы из-за соображений безопасности и еще по каким-то причинам планируется снос.

А между прочим, Токсовский вокзал внесен в перечень приказа Октябрьской железной дороги от 27.12.2011 г. №Окт-94 «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги». Объект был построен ингерманландскими финнами, которых с этого же вокзала во времена массовых репрессий депортировали.

Я уверен, в современной Финляндии обратят внимание на то, как в России «заботятся» об исторических зданиях. Не исключено, что это может повлиять на международные отношения между странами. По-моему, люди не понимают, что они делают, когда разрушают историческое наследие, связывающее два соседних народа.

Сегодня депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский отправит свое обращение губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко и председателю правления ОАО «Российские железные дороги» Олегу Белозерову. Надеюсь, на проблему обратит внимание и Генеральное консульство Финляндии. Потому что усилиями ОЖД и РЖД у нас скоро совсем не останется памятников деревянного зодчества. Они либо исчезают, либо обшиваются сайдингом, чтобы стать новыми коммерческими помещениями».

Ситуацию вокруг старинных вокзалов ОАО «РЖД» попросила прокомментировать и «Мойка78». Наше издание направило в компанию запрос, в котором поинтересовалось, почему вместо реконструкции исторические здания либо обшивают сайдингом и сдают в аренду, либо просто сносят.

Для справки:

Вокзал в Токсово был построен в 1916-1917 гг. по проекту архитектора Урхо Пяллия в стиле «северный модерн». Примечательно, что здание стало символом поселка и сформировало местную топонимику: появились Привокзальная аллея, Вокзальная и Железнодорожная улицы. Кроме того станция с вокзалом упоминаются в десятках художественных произведений, ведь здесь бывали Александр Грин, Даниил Хармс, Константин Вагинов, Анна Ахматова и другие выдающиеся литераторы XX века.