В Петербурге планируется масштабное обновление парка речных судов. Такое предположение «Мойка78» сделала исходя из того, что в церемонии спуска на воду электрического судна Ecovolt принял участие бизнесмен Александр Лебедев, хотя мероприятие нельзя назвать соответствующим масштабу личности миллиардера. Если сравнивать — это все равно что Роман Абрамович приехал бы на открытие ларька в «Новой Голландии» и привел с собой влиятельных бизнес-партнеров и политиков.
Экс-кгбшник с лондонским прошлым
У миллиардера насыщенная биография: бывший кгбшник, который работал в МИДе и в 1987 году переехал в Лондон, где работал под прикрытием дипмиссии в советском посольстве. В 1991-м ему, видимо, надоели шпионские игры и будущий миллиардер ушел из органов в звании подполковника. Плотно взявшись за коммерцию, он создал вместе с британскими коллегами «Русскую инвестиционно-финансовую компанию», которая была в составе управления АБ «Империал». Позже стал президентом и гендиректором АКБ «Национальный резервный банк», был владельцем первой в России авиализинговой компании «Ильюшин финанс», к которой обращались многие авиаперевозчики, являлся крупным акционером «Аэрофлота», владел авиакомпанией Red Wings и Blue Wings. С 2008 года и по текущий момент Лебедев возглавляет совет директоров российского финансово-промышленного холдинга «Национальная резервная корпорация», который объединяет его активы.
Параллельно с бизнесом вел политическую деятельность: в 1996 году он участвовал в избирательной кампании Бориса Ельцина, за что от него получил благодарность. Позже имел отношение к разным политическим сообществам, в 2003 году баллотировался на пост мэра Москвы и участвовал в парламентских выборах от партии «Родина». В итоге Лебедев стал депутатом Госдумы. И чтобы все было чинно и благородно, он официально оставил посты в «НРБ» и других бизнес-структурах. Тогда же миллиардер перешел на сторону единороссов, метнувшись из «Родины», а через некоторое время также поступил и с «ЕР», отдав предпочтение справороссам, но политическая карьера в партии не заладилась.
В нулевых миллиардера заинтересовала журналистика. На данный момент он владеет британским онлайн-изданием Independent, телевизионным каналом London Live, газетой Evening Standard и является крупнейшим акционером «Новой газеты».
Маленькое судно с большими амбициями
Сложно представить, что человек такого масштаба просто захотел приехать на скромное мероприятие в Петербурге по спуску на воду электросудна. Понятнее это становится, если заглянуть в недалекое прошлое, когда в 2019 году бизнесмен продал свою долю в Национальном резервном банке. Сумма сделки не оглашалась, но, по данным «Коммерсанта», речь могла идти о 7-8 млрд рублей. Ранее бизнесмен уже заявлял СМИ, что банковская деятельность ему более не интересна, он хотел сделать упор на журналистике и на стартапах в области чистого транспорта.
Последнее, судя по всему, нашло реализацию в проекте Ecovolt. В конце концов интерес к туристическим судам несложно объяснить общей изношенностью теплоходов, курсирующих по рекам и каналам. Многие из них пора менять.
«Перспективы существуют как для внутреннего рынка Петербурга, так и для внешнего. По заявлению коллег из ОСК, более 2 тысяч судов подлежат замене, поскольку в течение ближайших 20 лет они превысят средний срок жизни плота внутренних водных путей, а это 50-70 лет»,— говорит «Мойке78» заместитель генерального директора компании-производителя судов ООО «НПК» «Морсвязьавтоматика» Михаил Тимофеев.
Компания готова выпускать 30 судов в год, что касается ценовой конкуренции с дизель-моторными аналогами, специалист предприятия заявляет, что их продукт не уступает другим судам. Правда, упор производители все же делают на экологичности и чистом небе, а не на деньгах.
«Экологичность и легкое обслуживание говорит о потенциальном интересе к данным судам для акватории Петербурга. Что касается стоимости, наш ценовой ориентир — 1 млн рублей за пассажирское кресло. Это то, что может обеспечить положительные финансовые модели судоходных операторов, которые учитывают факт экономики маршрутов и специфику навигационного периода в Северной столице: 5-6 месяцев»,— объясняет Тимофеев.
В компании считают, что в ближайшие 5-7 лет электрический транспорт станет конкурентоспособным дизельному и бензиновому вариантам.
Отметим, что участие Александра Лебедева в спуске на воду судна Ecovolt и закладки электрокатамарана Ecocruiser можно расценивать как пиар-акцию отечественной нанотехнологии. Бизнесмен в общении с журналистами называл Ecovolt «российской Теслой», аналогов которой еще нет в мире.
Немаловажен и тот факт, что проекту содействует Смольный, который активно пропиарил частную разработку и заключение соглашения между «Водоходъ», ООО «НПК» «Морсвязьавтоматика» и компанией Emperium, основателем и учредителем которой является Александр Лебедев.
К слову, разработчик технологии — «НПК» «Морсвязьавтоматика», генеральный директор Общества — Андрей Юрьевич Правдин, владеющий 60% акций компании. У него же находится 32,8% акций компании Emperium, в то время как гендиректор предприятия Евгений Андрачников имеет всего 8%. Что касается фирмы «Водоходъ», сервис «Контур. Фокус» не выдает связи с коллегами по заключенному соглашению, учредитель ООО — кипрская компания «Волга-Балтик Круиз Лайнс Лимитед» с уставным капиталом 1,4 млрд рублей.