Корреспондент «Мойки78» пообщался с экспертом по семейному образованию Екатериной Бесединой и выяснил, какое место дистанционное образование занимает в домашнем обучении, и почему многие родители раскритиковали новый формат:
«Федеральным законодательством предусмотрено несколько форм получения образования: очное, заочное, очно-заочное и семейное. Последнее подразумевает то, что родители берут на себя ответственность как за процесс, так и за результат. Кроме того, взрослые вольны самостоятельно выбирать способ, при помощи которого их дети будут приобретать знания. Среди них — дистанционные школы. Похожий формат был предложен минувшей весной. Но отличие в том, что специальные сервисы давно продумали все нюансы и накопили определенный опыт.
Есть и другие форматы семейного образования. Получать знания дети могут у педагогов, нанятых объединениями родителей, репетиторов или дистанционно — при помощи обучающих порталов. Главное — не перепутать с самообразованием. Хотя и оно входит в этот список. В таком случае цель родителей — научить ребенка самостоятельно получать информацию и предоставить ему возможность понять, чего он хочет от жизни.
Я думаю, причин для критики дистанционного обучения может быть несколько. Школы к этой форме передачи знаний оказались не готовы, учителя зачастую разводили руками. Родители, с которыми я разговаривала, рассказывали, что преподаватели неделю или две проводили уроки по Zoom или Skype, а потом буквально сдавались и просто присылали задания для самостоятельной работы.
Что касается самого дистанционного обучения, я выступаю за то, чтобы у семей было право выбора. Если «дистанционка» станет еще одной формой образования (наряду с остальными), это будет прекрасно. Хотя речь, конечно, не об обязаловке. Потому что не все родители к этому готовы. У людей ведь разные цели и возможности.
Хотелось бы, чтобы в том же МФЦ родители имели возможность не просто подать заявление на зачисление ребенка в школу, а протестировать его и понять, какая из форм подходит для него лучше всего, предварительно выяснив плюсы и минусы каждой.
Среди семей, для которых я организовываю курсы, есть те, кто еще до карантина задумались о семейном обучении и, понаблюдав за тем, как занимаются дети, либо приняли решение покинуть классическую школу, либо наоборот — поняли, что ни этот формат, ни дистанционный им не подходят».
Напомним, петербургские родители до сих пор опасаются, что дистанционное обучение навсегда заменит традиционное. Проблема заключается в том, что гражданам порой сложно понять смысл принимаемых законов, например, о «Цифровой образовательной среде». Кроме того, многие до сих пор помнят не слишком удачный опыт с новым форматом занятий.