Символ 2020 года — курьеры, судя по новостной повестке, превратились в угнетенный класс. «Мойка78» выяснила, кто является прямым работодателем сотрудников сервиса доставки и в каких условиях работают люди: за что их штрафуют, как проходят смены и каждый ли может выдержать такие условия.

Московские партнеры

Собеседник «Мойки78» Алексей проработал в этой сфере год. В штате Delivery club он никогда не числился. Дело в том, что сервис нанимает сотрудников через партнеров. Аналогичная схема действует в других аналогичных компаниях.

«Устроили меня в ООО «Разгрузочно-транспортная компания» (московская компания — прим. ред.) Я спросил почему? Мне сказали, что это якобы на испытательный срок. Хотят проверить, не убегу ли я с деньгами и сумкой. Уже тогда были нехорошие предчувствия, но решил закрыть на них глаза. В конце концов, я рассчитывал на более или менее свободный график и работу недалеко от дома. Так как моей отправной точкой был KFC рядом. Туда я должен был приходить и ждать поступления заказов, которые по идее должны быть в моем же районе. Сначала так и было, а потом поменялось»,
— говорит Алексей.

В конце августа 2019 года его устроили в ООО «Логистик-ЛТД», московская компания занимается курьерской деятельностью с апреля 2019 года. По данным системы «Контур. Фокус» баланс организации — 392,9 млн рублей, выручка 186,7 млн, а чистая прибыль — 682 тысячи рублей.

Сотрудник удивлен такому успеху Общества, учитывая текущие расценки за работу курьеров. Он уверен — компания при всем раскладе должна работать в минус. Но проработав какое-то время, у него начали появляться догадки, почему фирма еще не стала банкротом.

«Для клиента, который заказывал еду, оплата доставки стоила 99 рублей. За сколько могу доставить? Где-то за час. У нас была почасовая расценка — это 100 рублей. То есть это уже на рубль больше. И соответственно непосредственно за сам заказ, который я доносил до клиента, платили 50 рублей. То есть уже на 51 рубль больше. Я думал, как же они так интересно выкручиваются, работают уже столько времени и все время в минус. А потом начал замечать, что они штрафуют. Это порой доходит до абсурда и иногда штрафы достигают колоссальных размеров»,
— рассказывает Алексей.

Корреспондент «Мойки78» попытался связаться с организацией, но по указанному на сайте компании номеру дозвониться не удалось. В связи с этим на почту фирмы был отправлен запрос, также в соцсети было отправлено сообщение одному из представителей организации. Отметим, что редакция готова разместить на сайте альтернативное мнение Общества.

Геолокация и деньги

По словам курьера, штрафы за опоздание, несвоевременный выход в систему, жалобы клиентов, порчу курьерской одежды — обычная практика. Но это еще можно объяснить, куда большей проблемой является внутренняя система компании, которая учитывает месторасположение работника и часы его работы.

«Фирма бы давно разорилась, если бы всем платила по совести. Поэтому они придумали интересную фишку с геолокацией. Если у курьера она не работает и его не видно на карте в течении 2 часов, значит он ушел со смены, а штраф за это 2 тыс. рублей. То есть я могу прийти на работу, ждать заказа на точке и не знать, видно меня у них на карте или нет, хотя у меня в приложении показывается, что все нормально. Потом мне с диспетчерской звонят и говорят, что по данным программы на месте меня нет. Вот как я докажу, что геолокация не работает? Никак. Мое мнение — они просто видят, что в этом секторе очень много курьеров и я здесь явно лишний. Зачем платить, если заказов нет. Соответственно, так может произойти в любой момент, в начале или середине смены. Никто за это не заплатит»,
— уверяет собеседник «Мойки78».

Он отметил, что специально подходил к другим курьерам и интересовался, как у них обстоят дела, просил показать, как у них учитывается время: встречались коллеги, у которых урезали большее количество часов за рабочий день.

«У меня у самого была ситуация, когда мне за день заплатили только 150 рублей. Я сидел на точке, выяснилось, что программа учла лишь мои передвижения. Заказ выполнял час — с 14:30 до 15:30. Это время мне и учли. Все остальные часы срезали как за бездействие, а что делать, если заказов не было? Я бы это время мог потратить на свои личные интересы, а не сидеть в одном месте»,
— говорит Алексей.

Решить проблемные вопросы

Напрямую решить проблемы с ООО «Логистик-ЛТД» не получается. Сотрудники этой организации ссылаются на систему, которая как определяет геолокацию, так и направляет заказы, к которым у курьера тоже есть претензии.

«Я был уверен, что будут работать рядом с домом. Это было принципиально при выборе работы. Спустя полгода в этой сфере мне начали ставить в качестве отправных точек далекие для меня адреса — Большую Зеленина, Каменноостровский или еще что-нибудь. Я им звонил, возникал, а они говорят, что это система ставит. Здешнее начальство, которое сидит на Херсонской, поставили себя красиво — всегда не при чем. Во всем виновата система, начальство из Москвы. Они себя обозначили пешками, которые только руководят, но реально ничего не могут. Зато у них есть полномочия назначать и снимать штрафы. Интересная такая позиция»,
— возмущается Алексей.

На износ за 60 тысяч

«Мойка78» уже писала, что по данным аналитиков сервиса «Работа.ру», средняя зарплата пеших курьеров — 37 тыс. 600 рублей, на авто — 52 тыс. рублей, а если человек трудится только в выходные — то 27 тыс. 500 рублей. На практике собеседник редакции этих цифр не видел.

«Деньги мы получаем два раза в месяц. Самая маленькая сумма, которую мне выплачивали, — 3 тыс. рублей, самая большая — около 16 тыс. рублей. В среднем, за месяц выходит где-то 30 тыс. Это при том, что я работал пять дней в неделю с 9 до 21 или с 10 до 22, очень редко брал лишний выходной. Конечно, есть и те, кто получает по 60 тысяч, но эти люди трудятся без выходных: отработали дневную смену, а потом берут еще полсмены ночью. Это же невозможно: без сна и отдыха!»
— говорит курьер.

Он подчеркнул, что еще в пандемию его коллегам пришлось помимо всего прочего спасаться от петербургской непогоды. Все заведения оказались закрыты, и находиться постоянно приходилось на улице в любую погоду: дождь, снег, ураган — неважно.

«Можно было увидеть по пять человек в одной арке, которые ждали заказов, а их не поступало. В итоге кому-то все равно удалили смену, а это штраф. Спрашивается, чего он там стоял? В последнее время мне настолько надоело, что не больше не хочу этим заниматься. Буду писать заявление об увольнении, поэтому я вам сейчас это рассказываю. Еще интересно, оштрафуют ли меня за форму, которую предстоит сдавать. Там же новую не дождешься, люди в очередях на нее стоят, а за старую, изношенную спрашивают»,
— рассказывает Алексей.

По его словам, общаясь с коллегами других сервисов, он понял, что в целом ситуация везде похожая, только подход к работе разный. А это значит, что необходимо менять полностью систему курьерских служб.

Напомним, российские курьеры создали профсоюз, чтобы защищать свои права. В Москве и Петербурге масштабы проблем разные. Например, в столице сотрудники Delivery club не получали зарплаты и вышли на пикеты. Они также жаловались на постоянные штрафы и сложные условия труда. В 78-м регионе о задержках выплат речи не идет, но аналогичная акция тоже состоялась, правда, по странному стечению обстоятельств, на серии одиночных пикетов в поддержку курьеров корреспондент «Мойки78» не встретил ни одного курьера. Найти представителя этой профессии, готового дать открытый комментарий и подробно рассказать, как обстоят дела в городе на Неве, удалось позже. Отметим, что со своей стороны Delivery club уже пообещала разобраться с проблемным партнером, решить вопрос с выплатами и непростыми условиями труда.

Автовладельцы уже привыкли к кэшбэку на автозаправках. Теперь система пошла дальше: за купленные литры топлива можно не только получить бонусы, но и подарить их друзьям.