С 1-го сентября в школах 14 регионов страны начинается внедрение цифровой среды. Власти уверяют, что дети сядут за парты в День Знаний. А цифровое — не равно дистанционное. Тем не менее, слухи о том, что «дистанционку» могут продлить, вовсе не беспочвенны. По одной из версий, цель эксперимента — создание и апробация цифровой образовательной среды и обеспечение возможности ее постоянного использования на всей территории РФ.

Мы поговорили с Татьяной Пахомовой, директором частной школы, и узнали, в чем проблема дистанционного образования. А также обсудили, что уже сейчас известно про 1-е сентября и новый учебный год.

Масочный режим не будет введен — и это уже радует. Нормы по обеспечению безопасности в школах уже разработаны.

Есть соответствующее распоряжение Роспотребнадзора. Основные положения такие. Дети должны начинать учебный день в разное время — разные классы в разное время. Дети должны находиться в своих кабинетах, то есть не ходить по кабинетам. Расписание звонков на перемены тоже должно быть плавающим, чтобы дети по минимуму друг с другом общались. Идут разговоры о том, что детей в классах должно быть меньше. Хотя это вопрос очень спорный — как это сделать непонятно. В первую очередь, это финансовая составляющая, кабинетов должно быть было больше, педагогов больше.

— поясняет Татьяна Пахомова

А вот праздника не будет. Активнее всего сейчас в школьных кулуарах обсуждается 1-е сентября. Есть распоряжение Комитета образования, что первого сентября начинается новый учебный год. Но не указана форма, как он будет начинаться.

Роспотребнадзор на сегодняшний день прописывает 1-е сентября не как праздничный день. Не будет линейки. Все учителя считают, что это больше минус, чем плюс. Для младшей школы — это однозначно праздник. Чем интереснее этот праздник, тем больше интереса и настроя у ребенка учиться. Старшие школьники хотят прийти на первое сентября, потому что школа — это то место, где они общаются без оглядки. Особенно это актуально в этом году, когда пандемия началась с 6 апреля. Это даже не 2-3 месяца летних каникул.

— переживает Татьяна

От «дистанционки» успели устать все. Тем обиднее читать, что ученые не увидели эффекта от закрытия школ на карантин из-за COVID-19. В исследовании сравнили ситуацию в Финляндии, где школы и вузы закрыли на карантин, и Швеции, где все продолжало работать. В обоих случаях число заболевших было почти одинаковым. «Закрытие школ или продолжение их работы не имело заметного прямого влияния на число лабораторно подтвержденных случаев в детях школьного возраста в Финляндии и Швеции. Негативные эффекты от закрытия школ нужно сопоставлять с позитивными непрямыми результатами, которые оно может показать в борьбе с пандемией COVID-19», — утверждают ученые. Была ли реальная польза от закрытия школ в России — вопрос также открытый. Ведь многие родители при этом продолжали исправно ходить на работу. Всю пандемию много негатива о «дистанционке» поступало от родителей. Они жаловались, что вместо отдыха вынуждены заново «учиться в школе».

Родителям тоже было сложно сидеть на карантине. Какие-то родители говорили, что им интересно задания выполнять с детьми вместе, вспоминать программу, что их это объединило. Но это только для тех, кто сидел дома и заняться было нечем. Многие работающие родители просили учителя перенести занятия на вечер, чтобы родитель мог услышать и помочь дальше ребенку. Но в целом, это большой груз был для родителей. Например, дети просят помочь. А родитель не может, потому что уже все забыл или не знал. Теряется иногда уважение к родителям. Это тяжелый и никому не нужный момент.

— отмечает Татьяна

Нелегко пришлось и учителям. По словам Татьяны, сложнее всего было учителям математики, физики, химии. А вот учителя истории и обществознания легко перешли на новый режим. Но без визуального контакта тяжело всем — учителя не видели, насколько их понимают дети. Также каждый предметник по сути переработал учебную программу.

Нагрузка на учителя возросла в несколько раз. Все задания, которые учитель давал дистанционно или онлайн, потом надо было проверять, с каждым ребенком отрабатывать. Эта нагрузка и физическая и, конечно, на глаза. По своим коллегам могу сказать — практически все мои коллеги после этого периода дистанционки обратились к врачам с глазными проблемами.

-делится Татьяна

Ничего принципиально нового в пандемию в школе не появилось. Домашние задания и раньше дистанционно передавались, по вотсапу в том числе. Из удобных технологий добавился разве что Zoom. Просто потому, что можно было подключить целый класс к трансляции.

Комитет по образованию активно проводил онлайн семинары и онлайн совещания. Была дана четкая установка, чтобы все решалось в пользу ученика. Одно из позитивных решений, которое было принято, отмена обязательного ОГЭ для девятиклассников.

Было много разговоров о сдаче экзаменов за 9-й класс. И все-таки было принято мудрое решение, чтобы дети в девятом классе не сдавали ОГЭ. Все учителя считают, что данная история не должна быть только в этом году. Надеюсь, это нововведение останется и в следующем году. В 9-м классе дети должны получать аттестат по итогам аттестации за год, а дальше, если они считают нужным, поступать в 10-й класс, далее в институт. Вот для поступления в 10-й класс они должны сдавать экзамены в любом формате. А те, кто не хотят по разным причинам, могли бы спокойно получать профессию.

— считает Татьяна

Было и еще одно положительное последствие карантинных мер для сферы образования. Дистанционное обучение было опробовано в реальных условиях. А значит, дети с инвалидностью, астматики, спортсмены наконец смогут получать качественное образование удаленно. Подойдет такой формат и для работающих ребят — как аналог вечерней школы. Город к переводу школ на «удаленку» был не готов и едва ли что -то изменилось на сегодняшний день. У 46 тысяч петербургских школьников нет компьютеров — заявил в начале пандемии Комитет по образованию и добавил просьбу принести им «лишние» ПК.

Лично я против данной формы обучения. Если начать с начальной школы, ребенок все равно должен сходить в школу. Первоначальные знания из уст учителя. Есть такие вещи в первом классе — постановка руки, например. И именно учитель начальных классов может сделать это грамотно. К тому же, не каждый ребенок может собраться. Да, школа должна меняться, так как вперед идет наука и технологии. Дистанционка будет входить в нашу жизнь. Но не надо делать это кардинально.

— резюмирует Татьяна Пахомова