Ошеломляющую новость о сокращении численности штата чиновников в органах власти Петербурга и бюджетных учреждениях Александр Беглов опубликовал на своей странице в соцсетях. «Мойка78» вместе с горожанами всячески поддерживает решение главы города. Однако вспоминая прошлые годы, невольно возникает вопрос: а не обернется ли заявленная реформа напротив очередным ростом числа чиновников, ведь такое уже случалось в истории города.

Подробный план кадровой оптимизации вице-губернаторы Евгений Елин и Эдуард Батанов должны представить Александру Беглову уже в начале августа. На подготовку им дано всего две недели.

Между тем, еще в апреле официально говорилось обратное. «Специальные решения о сокращении персонала в правительстве Санкт-Петербурга, комитетах и подведомственных учреждения не прорабатываются, — утверждала пресс-служба городской администрации. — Часть госслужащих обеспечивает функционирование исполнительных органов государственной власти на рабочем месте, часть переведена на дистанционную работу. Администрация работает над оптимизацией бюджетных расходов».

Глава Петербурга признался, что решиться на сокращение штатов органов государственной власти его заставила пандемия: выросли расходы на сферу здравоохранения. «Сегодня мы должны экономить бюджетные средства – это деньги наших горожан», — написал поздней ночью на личной страничке глава Петербурга.

Предельная численность сотрудников администрации Петербурга определена постановлением городского правительства – она составляет 620 человек. В комитетах Смольного работает еще почти 5,5 тысяч человек (больше всего — в комитете финансов и комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности), в районных администрациях — около 3,3 тысячи человек (самая многочисленная — администрация Калининского района, здесь 239 сотрудников), в других учреждениях — еще около 600 человек.

Сами чиновники Смольного не признались журналисту «Мойки78» в панических настроениях. Более того, несколько опрошенных сотрудников на условия анонимности заявили, что необходимость сокращения аппарата назрела давно. Правда, делать это необходимо в самом Смольном.

«Чиновников нужно сокращать обязательно, их у нас слишком много, — разъясняет Борис Вишневский, депутат ЗакСобрания, — У нас вопросами транспорта занимаются одновременно несколько комитетов, и непонятно чем занимается комитет стратегического планирования. Однако сокращать надо с умом: пять лет назад в один КИО объединили два совершенно разных комитета — по управлению городским имуществом и по земельным ресурсам – и что этот шаг дал? Ну, конечно, сократили численность, но и работу совершенно дезорганизовали»

Комитет имущественных отношений имеет больше всего нареканий.

Одним из главных показателей работы чиновников — исполнение адресно-инвестиционной программы(АИП). За первое полугодие она исполнена лишь на 29%. Процент освоения бюджета в рамках АИП снизился сразу в нескольких комитетах: КИО один из этих двух, второй – комитет по развитию транспортной инфраструктуры. В обоих комитетах, как утверждают депутаты, найдены управления и подведомственные учреждения, дублирующие работу друг друга.

В КИО есть Управление землеустройства и обеспечения кадастровых работ, Управление городского кадастра и мониторинга земель, а также Управление по распоряжению земельными участками. Есть мнение, что некоторые функции этих трех разных управлений дублируются. Уточнить, в чем различия между ними, не получилось: пресс-служба КИО по указанным на сайте телефон не отвечала весь день.

Между тем, комитет состоит из 19 разных управлений. К примеру, есть организационное Управление, и нормативно-методическое Управление. Существует даже отдельное Управление для мониторинга, анализа и межведомственного взаимодействия.

Самый доходный, а значит и самый главный вид деятельности КИО – управление и распоряжение государственным имуществом Санкт-Петербурга. Распоряжением госимуществом может осуществляться по двум направлением: использование – то есть сдача в аренду, и реализация – то есть продажа госимущества. Оба этих направления и приносят доход в бюджет города.

При этом фактически реализацией полномочий КИО в части управления и распоряжения государственным недвижимым и движимым имуществом города занимается государственное казенное учреждение(ГКУ) «Имущество Санкт-Петербурга». Согласно официальным документам, создано оно в целях повышения эффективности распоряжения государственным имуществом. Однако фактически на эту ГКУ него легло множество других функций, которые по идее должен реализовывать комитет. При этом «Имущество Санкт-Петербурга» решает одну из самых важных задач — наполнение городской казны за счет собственного имуещства города. Если вопрос о том, кого все-таки сокращать до сих пор открыт, то поясним, что в минувшем году общая сумма доходов бюджета Санкт-Петербурга от использования и реализации государственного имущества составила порядка 20,5 млрд. рублей. В этом году она – из-за пандемии и самоизоляции – сократится. Александр Беглов уже подписал закон о корректировке бюджета на 2020 год, уменьшив доходную часть более чем на 100 млн от запланированного и теперь он составляет 573,8 млрд рублей. При этом дефицит бюджета был увеличен почти вдвое: был 53 млрд, стал 111 млрд.

И еще из парадоксального: в отчете за минувший год КИО в качестве перспективных планов на 2020 год анонсировал полномасштабное обследование и учет городских объектов недвижимости. Еще раз: это по мнению комитета – перспективные планы. Может сравнив КPI сотрудников комитета и сотрудников подведомственных учреждений, Смольный поймет, что нужно провести глубокую кадровую и структурную оптимизацию и разогнать тех чиновников, кто вхолостую сидит по кабинетам?

Потому что если управлением и распоряжением госсобственности Санкт-Петербурга занимается ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», то тогда вопрос – чем занимается Управление по распоряжению объектами нежилого фонда КИО?

И что делают в Управлении по распоряжению земельными участками? Технический учет и инвентаризацию земельных участков, кадастровые работы, оценочную деятельность и т. д. по факту осуществляет подведомственный комитету ГУП «ГУИОН».

ГУП также в интересах Петербурга разрабатывает различные методологии осуществления вышеуказанных видов деятельности, в том числе проектов правовых актов. Что тогда делают в нормативно-методическом Управлении КИО?

Если срезать все эти Управления, которые просто являются звеном прохождения результатов труда реальных исполнителей, то получится, что в КИО закроется целый блок, который курирует заместитель председателя Александр Якушев.

Выявление эффективных сотрудником госучреждений и сокращения тех, кто не приносит реальной пользы городу, полностью укладывается в логику послания главы города. «Главная задача – чтобы помимо экономии средств кадровая оптимизация повысила эффективность работы госорганов. Пересмотрим регламенты, должностные инструкции, перезапустим систему, сделав ее более эффективной», — объяснял Беглов.

Подчеркнем, до пандемии главным источником финансовых поступлений были налоги от бизнеса. Однако из-за коронавируса, в том числе и в Петербурге, многие фактически оказались на грани выживания. Согласно апрельскому опросу предпринимателей в РФ (около 25 тысяч респондентов), почти половина из них ожидает полного прекращения деятельности, а четверть — снижение доходов до 75%. Теперь наполнить бюджет города должны чиновники или своей работой, или увольнением.