Щедрость АО «ЗСД», сделавшего в честь Дня ВМФ бесплатный проезд 24 и 26 июля, восхищает. Это на фоне того, что Общество несколько лет подряд получало из городского бюджета миллиарды за недополученные доходы. «Мойка78» решила выяснить — это действительно широкий жест от души или хитрость.

Западный скоростной диаметр можно сравнить с ребенком, которого до совершеннолетия обеспечивают родители. Казалось бы, в этом году дитя должно было наконец-таки зажить самостоятельно, но этого не произошло. Конечно, не исключено, что на происходящее повлиял коронавирус, однако, учитывая суммы, которые «ЗСД» получило последние несколько лет, пандемия стороннему наблюдателю может показаться предлогом для того, чтобы снова получить деньги. Правда, в этот раз не напрямую от Смольного, а через кредит.

Напомним, что ЗСД построили в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, которое реализует созданное в 2011 году ООО «Магистраль Северной столицы». Общество представляет собой консорциум. Его участниками являются ВТБ Капитал, Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция). В свою очередь, ЗСД на 100% принадлежит Петербургу. И город ежегодно платит миллиарды за столь масштабный проект, поскольку якобы это прописано в условиях ГЧП, которые длительное время были тайными, что в свое время стало причиной скандала. Секретное соглашение слили эсеры. Тогда выяснилось — в документе есть пункт о выплате «недополученной прибыли», это вызывало критику городских парламентариев. Так, из бюджета было выделено в 2019 году — 3,7 млрд рублей, в 2018 — 4,1 млрд, в 2017 — 5,2 млрд, в 2016 — 4,5 млрд.

На 2020 год никаких компенсационных выплат недополученного дохода «ЗСД» в бюджете заложено не было. В апреле эту информацию в разговоре с корреспондентом «Мойки78» подтвердил представитель комитета по инвестициям. Но в июле стало известно о существенном уточнении в этой истории — на 100% принадлежащая Петербургу АО «ЗСД», все-таки получит деньги, но через кредит.

Так, совет директоров Общества намерен подать заявку в Евразийский банк на сумму 1,6 млрд рублей в рамках ранее одобренного кредита на 6 млрд рублей. И не исключено, что эта финансовая операция отодвигает день, когда западный скоростной диаметр официально перейдет в ведение города, чтобы бюджет мог пополняться, а не убывать. Пока же в документе, опубликованном на сайте «ЗСД» приводится следующая формулировка:

«Предоставить предварительное согласие на подачу в Евразийский банк развития заявки на получение части кредитных средств (заявка на транш) на получение финансирования в рамках кредитной линии по кредитному договору с Евразийским банком развития, одобренному решением Совета директоров АО «ЗСД» от 19 июня 2020 года, с целью возмещения ранее понесенных затрат на исполнение обязательств Санкт-Петербурга перед Партнером по выплате Платежей по компенсации затрат Партнеру за 4 квартал 2019 года и 1 квартал 2020 года, предусмотренных пунктом 19.4.1 проекта Дополнительного соглашения No8 к Соглашению о ГЧП, на сумму 1 656 802 956 (Один миллиард шестьсот пятьдесят шесть миллионов восемьсот две тысячи девятьсот пятьдесят шесть) рублей».

В комитете по инвестициям Петербурга не опровергают, что деньги нужны для выполнения ранних договоренностей по ГЧП.

«Да, действительно, указанные кредитные средства в соответствии с тем, что опубликовало ЗСД, предусмотрены для возмещения затрат, которые прописаны в соглашении о государственно-частном партнерстве. Куда конкретно ЗСД будет использовать средства, это уже касается деятельности самой компании», — пояснили в ведомстве.

Как Общество распорядится деньгами в АО «ЗСД» не сказали, подчеркнув, что все описано в опубликованном документе о собрании акционеров.

Есть еще один путь, по которому «ЗСД» получает деньги от Петербурга — облигации, которые акционерное общество с 2011 года выпустила на общую сумму 25 млрд рублей. Дата их погашения — 13 мая 2031 год. Ежегодные выплаты владельцам облигаций составляют 2,5 млрд рублей. И здесь организации на помощь приходит Смольный в рамках целевой программы финансирования «ЗСД».

Отметим, что по итогам 2019 года был проведен аудит предприятия. Так, по отчету АО «Аудит Северной столицы», доходы компания получает с аренды земельных участков, а это 127 млн рублей на конец 2019 года, проценты по вкладам — 146 млн рублей. Следовательно, справится с финансовыми вопросами Общество самостоятельно не может.

Что же касается влияние пандемии на деятельность «ЗСД», судя по тому же аудиту, опубликованному на официальном сайте организации, руководство АО уверено, что даже при самом негативном сценарии потребности Общества в ликвидности могут быть удовлетворены, а снижение выручки за взимание платы за проезд не окажет существенного влияния на денежные потоки Общества. Возможно, такую уверенность вселяет поддержка Смольного, а это значит, что можно сделать широкий жест в виде бесплатного проезда по ЗСД в праздничный и предпраздничный день.

Стоит заметить, что контролирующие органы в последний раз обратили свой взор на Западный скоростной диаметр в конце 2019 года, озвучивая результаты проверки деятельности регионального комитета по инвестициям, который перевел «Магистрали Северной столицы» 5,2 млрд рублей в рамках договоренностей ГЧП.  Главная претензия заключалась в том, что в соглашении нет запрета на покупку иностранной валюты за субсидию. Еще в КСП указали, что часть суммы — 62,7 млн. рублей, предназначенная на компенсацию затрат ООО «Магистраль северной столицы» за 2016 год, была направлена на компенсацию за 2017 год.