Чиновники опять «помогают» уличному искусству, но стрит-артисты не в восторге. Художники создают галереи под открытым небом, но коммунальщики торопятся «привести фасад в надлежащий вид». При том, что откровенный вандализм может «украшать» стены домов годами. Недавно власти в очередной раз приняли меры, чтобы поддержать уличное искусство. Но на деле жизнь свободных художников вряд ли изменится — им все также придется скрываться от милиции и оплакивать свои закрашенные картины.
Мойка78 разобралась, какие нововведения ждут стрит-арт в ближайшем будущем и повлияют ли они на искусство. А помогла нам в этом Анастасия Владычкина, лидер арт-группы Явь — одного из ньюсмейкеров Петербурга. Работы группы часто остро социальны. «Крик» в защиту сестер Хачатурян, портрет Андрея Сахарова и версия стрит-арта Бэнкси к Рождеству, где человека без определенного места жительства забирает «упряжка из полицейских автомобилей».
В строго отведенных местах
Закон о легализации граффити депутаты ЗакСА одобрили в первом чтении еще в феврале 2019-го года. Эскизы стрит-арта, согласно документу, будут утверждать чиновники. В тексте законопроекта говорилось, что Смольный напишет правила для размещения граффити. И вот, похоже, свершилось. КГА разработал проект для законного размещения граффити.
«Комитет предложит свои варианты для размещения творчества художников стрит-арта в городской среде, в том числе в центральных районах. Сейчас ведомство приступило к разработке специальных уличных конструкций. Их планируется разместить в городской среде — как на постоянной, так и на временной основе», — такое сообщение 29-го июля сделала пресс-служба КГА.
Комитет уже дал задание администрациям районов найти подходящие локации. Также, в ходе недавней встречи в комитете, представители рекламного бизнеса пообещали привлекать граффитистов для оформления уличных рекламоносителей. Сами художники пока не могут сойтись во мнении, выстрелит ли инициатива.
— комментирует инициативу Анастасия Владычкина, лидер арт-группы ЯвьСейчас в Петербурге не существует мест, где художники могут спокойно, не боясь полиции и коммунальных служб, тренировать свою технику и учиться. Даже художники с именем делают это в «заброшках». Такие конструкции решат эту проблему. Но среди большого количества стрит-артистов и граффитистов считается неэтичным перекрывать чужую работу своей. Поэтому непонятно, что будет, когда все поверхности закончатся, а закончатся они скорее всего достаточно быстро — в течение нескольких месяцев.
В комитете до сих пор не уточняют, нужно ли будет согласовывать эскизы и все ли стрит-артисты смогут творить на этих разрешенных «полотнах». Если придется идти на «поклон к властям», то, по мнению художников, такие конструкции скорее всего будут либо пустовать, либо заполняться чем-то невразумительным. Но на главную «боль» художников инициатива никак не повлияет.
— уверена Анастасия ВладычкинаПроблему постоянно вспыхивающих конфликтов из-за закрашенных несогласованных рисунков это никак не решит, потому что все равно художники, научившись рисовать на этих поверхностях, пойдут дальше и будут рисовать там, где они хотят — там, где они видят свою работу. А с граффитистами вообще ничего не сделать — они как писали везде, так и будут писать. Эта инициатива не решит проблему исчезновения стрит-арта, не решит проблему граффити, которыми исписано большинство зданий в Петербурге.
Сейчас КГА разрешает граффити во дворах, но это только в теории. Любой рисунок должен быть предварительно согласован с чиновниками и собственником здания. А каждый стрит-артист должен суметь правильно ответить властям: «Какой исторической личности и какому историческому событию она посвящена?». А 13 июля комитет даже выпустил официальную памятку для художников.
1.6.1 Претендентами на нанесение росписи являются жители Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие постоянную или временную регистрацию на территории Санкт-Петербурга.
1.6.2. Претендент согласовывает с собственником объекта место его нахождения, эскиз планируемой для нанесения росписи. Согласование с собственником объекта даты и времени проведения работы осуществляется не менее чем за трое суток до начала нанесения росписи.
1.7. При нанесении росписи необходимо учитывать стилистические особенности фасадов зданий, сооружений (фасадные решения, композиционные приемы, колористика), а также актуальность предлагаемой росписи для конкретной территории.
1.8. Материалы и инструменты для нанесения росписи, а также средства индивидуальной защиты предоставляются участниками самостоятельно.
Роспись, нанесенная на объект и пришедшая в неудовлетворительное состояние, подлежит восстановлению или удалению силами лица, его нанесшего,
по согласованию с собственником объекта и с учетом требований настоящей Памятки.
— вот лишь некоторые требования из памятки, которую 13 июля опубликовал Смольный
— объясняет Анастасия ВладычкинаЭта памятка — просто еще одна попытка объяснить те правила, которые есть сейчас. Они взяли все, что есть в законе о благоустройстве Санкт-Петербурга, все, что касается согласования, все, что есть в различных регламентах, и оформили это в единую памятку, добавив от себя ограничения по возрасту, которых в реальности не существует, и ограничения по регистрации временной или постоянной, которых опять же в нынешнем законодательстве Петербурга нет. Ничего нового там не написали — это все нынешние правила, по которым можно что-то пытаться согласовать и которые не работают. В данный момент у комитета на согласовании находятся всего 2 работы. Одна — это роспись, которую какая-то школа пытается согласовать. Вторая — это наши заказчики, одно из старейших издательств в Петербурге, на Литейном. И они уже больше года не могут ничего согласовать, комитет отказывается. Поэтому это как не работает, так и не будет работать.
И даже если выполнить все предписания чиновников, не факт, что граффити увидит свет. Создается впечатление, что только тесный контакт с местными властями может в корне поменять ситуацию. Как, например, у Серафима Иванова, бывшего морпеха, непрофессионального художника и члена движения «Волонтерской Роты «Боевого братства». Волонтеры «Братства» занялись граффити еще в 2018-м году. Две работы в честь 30-й годовщины вывода наших войск из Афганистана помог согласовать депутат и по совместительству зампредседателя «Братства» Игорь Высоцкий.
Патриот и стрит-арт — синонимы?
1,2 миллиона рублей — такой грант выиграл 24-х летний Серафим. Росмолодежь выделила деньги на создание «школы патриотического граффити» в Петербурге и Москве. Уже объявлен набор ребят от 17-25, из которых за два месяца обещают вырастить художников. Изначально появилась информация, что занятия пройдут на базе центра «Дзержинец». Но позже стало известно — центр лишь подготовил обращения в местные администрации с просьбой предоставить ученикам площадки для творчества. Пока откликнулись Кронштадский, Колпинский, Невский и Петродворцовый районы. Вести уроки будет Вадим Цветков, автор портретов нобелевских лауреатов у Политеха.
Независимые художники Петербурга энтузиазма Серафима не разделяют. В сети то и дело встречается мнение — «банальная пропаганда». В интервью СМИ Серафим признавался, что за согласование не переживает. Главный вопрос в том, понравятся ли новые рисунки петербуржцам. Ведь творить на стенах города будут совсем неопытные художники, да еще и на строго регламентированные темы. Всего появится порядка 10 работ — по одной на выпускника, темой скорее всего станет Блокада Ленинграда.
— уточняет Анастасия ВладычкинаРаботы, которые мы видели у этих лиц, выполнены некачественно — это попытка повторить советский реализм. И это провальная попытка. И все рисунки не согласованы с КГА, а только у них есть полномочия. Они, видимо, получили согласие либо на уровне муниципальных депутатов, либо на уровне районной администрации. Но если кто-то на их работу пожалуется через портал «Наш Санкт-Петербург», то также закрасят.
Бизнесу тоже нужны таланты
Бизнес проблемы свободных художников как будто понимает и даже предлагает решение. Небезызвестный Артем Балаев, экс-продюсер фестиваля «О, да! Еда!» и Aurora Fashion Week, тоже обратился к граффитистам. Мойка 78 ранее писала — бизнесмен предложил художникам украсить парковку торгового центра на Колпинском шоссе. Поработать предлагается за идею — оплатят лишь расходники.
— уверена Анастасия ВладычкинаМожет быть, это предложение заинтересует начинающих художников, которые могут что-то спокойно нарисовать, не опасаясь полиции и коммунальных служб. Но такое отношение к художникам — эта мысль, что художник должен быть голодным и не получать деньги за свою работу, уже набила оскомину. За свой счет мы рисуем то, что мы хотим, там, где мы хотим. Рисовать что-то на стене коммерческого здания бесплатно — это неправильно. И жаль, что наш бизнес пока это не совсем понимает.
Очевидно, что согласовывать эскиз рисунка с владельцем парковки все равно придется. А на искусстве под заказ опытные стрит-артисты и так зарабатывают неплохо — вот если бы еще комитет «не вставлял палки в колеса».
— рассказывает Анастасия ВладычкинаМногие готовы вкладывать деньги, но не готовы к тому, что потом придет предписание закрасить это все или вообще штраф. А штрафы сейчас от 500 тысяч и до 1 миллиона. В Москве художники зарабатывают больше — именно за счет того, что процесс согласования в Москве реально пройти. Количество заказов в этом году из-за пандемии уменьшилось. В прошлом году поступало около 20 заявок ежемесячно. Но когда люди узнают, что есть КГА, что несогласованную роспись им скорее всего придется закрасить или заплатить штраф, то из 20 запросов остается примерно 5-6 реальных заказов.