Столь массовое домашнее обучение в режиме онлайн во время самоизоляции в России было впервые. Для кого-то это удобный формат, а кому-то сложно заставить себя трудиться усерднее вне стен класса или аудитории. «Мойка78» пообщалась с психологом Светланой Свешниковой и узнала простые лайфхаки, которые позволят учиться лучше.

Для школьников

Образовательный процесс — дело тонкое, особенно, если он проходит дома по скайпу или другому видеомессенджеру. Дети и в школе на уроке не всегда бывают усидчивыми, а дома это ещё сложнее. Поэтому психолог посоветовала составлять планы на день: время занятий, небольших пауз, обеда, домашней работы и полноценного отдыха. Плюсом будет прописать небольшое поощрение по мере выполнения задач, чтобы мотивировать себя.

Для педагогов

Преподавателям на онлайн уроках приходится гораздо сложнее — нет прямого контакта с учениками и нет возможности полноценно оценить, кто из детей хорошо понял тему, а кому ее лучше объяснить подробнее. Но по словам психолога, есть еще один момент, который мешает ученикам включиться в процесс обучения — когда педагог говорит монотонно, без пауз, без интонаций. И в данном случае советуется потренироваться над манерой подачи материала, так как это включает детей в образовательный процесс.

Для родителей

Не нужно заставлять ребенка зубрить предмет — советует психолог. Это может только усугубить ситуацию, оттолкнув его от желания заниматься. Еще нельзя делать все за школьника, чем грешат некоторые родители. Наиболее оптимальный вариант — интересоваться его успехами, узнавать, понял ли он тему, при возможности, попытаться ему помочь разобраться, но так, чтобы школьник в конце концов, сделал все сам. Другими словами, вовлеченность взрослых в обучение детей — дает больше результатов, чем чрезмерный контроль.

Для студентов

Если для школьника взаимосвязь с родителями и педагогами в процессе обучения важна, то студенты вынуждены полагаться больше на свои силы. Сложнее становится на удаленке. Не секрет, что некоторые откладывают все до последнего и начинают активно учить предмет за несколько дней до экзамена. Объяснить это можно как недостаточной усидчивостью человека, так и большим объемом программы, при виде которой становится не по себе и хочется оттянуть сложности на потом. Психолог в данном случае советует «раздербанить слона, а не есть его целиком». То есть лучше изучать предмет понемногу, но регулярно. А чтобы это было действеннее, не помешает составить небольшой план по освоению учебного материала.

Для всех

Психолог советует один простой лайфхак, который позволяет перезагрузить мозг и настроить его на рабочий лад. Человеку нужно просто сесть и пять минут ничего не делать — не пить чай, не есть бутерброд, не смотреть соцсети и по возможности даже не думать. Смысл в том, что человеку нужно постоянно что-то делать, хотя бы минимальные действия, а в момент полного покоя мозгу становится скучно и появляется желание начать действовать.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.