День знаний и новый учебный год, к сожалению, пройдет под знаком Covid-19. Но это не мешает петербургским школам начать учебный процесс в очном формате. По словам врио председателя комитета по образованию Ирины Асланян, образовательные учреждения города выполнили все рекомендации Роспотребнадзора, чтобы дети и педагоги смогли увидеть друг друга лично. В интервью «Мойке78» она также рассказала о том, какие проблемы в образовательной системе выявила пандемия, какие из них были самыми сложными и что ждет школьников и учителей с 1 сентября.

На ваш взгляд, насколько образовательные учреждения города в конце марта текущего года были готовы к дистанционной форме обучения?

Понятно, что к этой ситуации не был готов весь мир. Раньше дистанционные технологии использовались в основном для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Санкт-Петербурге их было порядка 1500. Поэтому когда возникла необходимость обучения свыше 500 тысяч школьников, нужно было срочно искать пути решения проблемы. Тогда нам удалось оперативно провести обучение всех образовательных учреждений. Педагогам рассказали, какие существуют платформы и какие есть сервисы организации учебного процесса. Первые две недели были сложными, но потом система наладилась.

Конечно, это была непростая ситуация как для самих детей, так и для их родителей. Все потому что для дистанционного образования должна быть достаточно высокая мотивация детей. В этом плане сложнее всего всегда малышам, потому что они требуют особого внимания на уроке.

Тем не менее, я считаю, что с этим петербургская школа справилась не хуже, а наверное даже лучше многих других. Мы извлекли определенные уроки из всей этой ситуации. И несмотря на то, что новый учебный год начинается очно, в городе прошло масштабное обучение всех управленческий команд образовательных учреждений. Им рассказали, как правильно организовывать внутришкольный контроль, деятельность учителя с использованием дистанционных технологий, как проводить контроль знаний учащихся и многое другое.

Какие проблемы были выявлены в ходе самоизоляции? Что уже удалось решить, а что находится на стадии выполнения?

Первая проблема, которая наверно лежит на поверхности, заключается в недостаточном количестве средств обучения: ноутбуков, планшетов. Причем их не хватало по количеству членов семьи, так как на дистанционке оказались сразу все: и дети, и взрослые. Родители работали удаленно, дети обучались. В семье такого количества компьютеров могло не быть. Вы знаете уже, что был организован сбор технических средств и 11 тысяч планшетов передали в образовательные учреждения для организации работы с обучающимися.

На мой взгляд, основная сложность была связана с организационными моментами, о которых я уже говорила. Речь идет о том, что руководителям и учителям нужно было понять, как правильно организовать этот процесс, сколько времени должно быть задействовано на уроке на непосредственное общение учителя с классом в режиме онлайн, сколько времени нужно отвести на подготовку самостоятельных заданий, как правильно учитывать знания ребят дистанционно.

Мне кажется, все эти моменты оказались самыми сложными. Тем не менее, к концу учебного года с этим система справилась. Более того, понимая, что в наиболее непростой ситуации оказались наши выпускники, для них были организованы онлайн-консультации, которые вели лучшие педагоги нашего города, эксперты ЕГЭ. По отзывам родителей и самих выпускников, видеокурсы очень помогли. Взрослые обращаются к нам и просят независимо от формы обучения организовать такие консультации в следующем году.

Некоторые педагоги петербургских школ считают, что дистанционное обучение этой весной негативно отразилось на образовании учеников. В частности, говорилось, что в этом году система оценивания результатов ЕГЭ проводилось по более щадящей шкале. Насколько это соответствует действительности?

Шкалу утверждает Рособрнадзор, это полномочия федеральных органов власти. Но при этом наши эксперты, которые проверяли работы, не подтверждают этот факт. Более того, им казалось, что по ряду предметов шкала даже несколько усложнилась. Поэтому думаю, нельзя говорить о том, что проверяли работы по-другому и поэтому результаты оказались хорошими. Это будет абсолютно неправильное суждение.

Если говорить о результатах ЕГЭ и о готовности детей — конечно, очное обучение ничто не заменит. Тем не менее, я уже сказала, что мы старались ребятам в этом помочь. И результаты ЕГЭ показывают, как ребята мобилизовались. Может быть, во время домашнего обучения они меньше отвлекались и поэтому смогли максимально настроиться на подготовку к экзаменам. В конце концов, результаты единого государственного экзамена нас радуют. Они сопоставимы с показателями прошлых лет. Почти по всем предметам результаты выпускников Санкт-Петербурга выше средних по России. Количество стобалльных результатов по сравнению с прошлым годом у нас тоже значительно увеличилось.

Наверно наша система образования в случае второй волны сможет быстрее среагировать на ситуацию, учитывая прошлый опыт? Есть ли какой-то план Б?

Несомненно, у нас есть и план «B», и план «С». Они предусматривают и частичный переход на дистанционное обучение, и полный переход на удаленное образование в зависимости от развития ситуации. Учреждения для себя уже определенные пути выработали. Как я уже сказала, мы провели масштабное обучение педагогов с 10 по 20 августа. Поэтому я уверена, в этот раз, если будет такая необходимость, и педагоги, и руководители образовательных учреждений с большей готовностью подойдут к организации обучения с использованием дистанционных технологий. 

Действительно ли педагоги, разрабатывая программу нового учебного года, вынуждены учитывать возможность дистанционного обучения. Что именно в данном случае предусматривается?

На пресс-конференции речь шла о том, что комитет рекомендовал всем педагогам скорректировать программы текущего года так, чтобы больше внимания уделить повторению и обобщению того материала, который ребята проходили прошлой весной в условиях пандемии. Это делается для того, чтобы закрепить те знания, которые школьникам приходилось частично осваивать самостоятельно. В любой учебной программе педагога есть время, которое отводится на повторение, но также есть определенный резерв часов, который учитель может использовать по своему усмотрению. Вот именно эти часы мы и рекомендовали отвести не на дистанционное обучение, а именно на повторение и обобщение того материала, который проходили ребята весной.

День знаний в традиционном формате пройдет только для учеников 1 и 11 классов, а что будут делать 1 сентября другие дети?

Во-первых, не во всех школах и раньше все дети выстраивались на эту линейку, потому что школа на 1000-1500 детей не располагает такой возможностью. Поэтому каждое образовательное учреждение продумывает сценарий праздников для всех детей, которые придут в этот день в школу. Установка у нас такая: 1 и 11 классы будут на линейке, мероприятия пройдут на свежем воздухе, все сопровождающие должны находиться в средствах индивидуальной защиты. А для всех остальных ребят в классах будут организованы праздничные классные часы, потом, как и в школах по всей стране, пройдут уроки, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Дальше каждое образовательное учреждение построит жизнь своих классов по-своему: кто-то в этот праздничный день ограничится озвученными уроками, у кого-то есть уже какие-то планы на прогулки, на посещение памятных мест. Они смогут это сделать.

Как в условиях пандемии будет проходить образовательный процесс в петербургских школах?

Вы уже слышали, что мы должны обязательно выполнить все предписания Роспотребнадзора. Поэтому на входе в образовательные учреждения нужно обрабатывать руки дезинфицирующими средствами, взрослым рекомендовано носить средства индивидуальной защиты. Также будет измеряться на входе температура. Ребят с повышенной температурой и признаками заболевания изолируют в специальном помещении до прибытия родителей или бригады скорой помощи.

Для каждого класса выделят отдельный кабинет. Мы организовываем особым образом посещение уроков, которые требуют специального оборудования. Я имею в виду кабинеты физики, химии, информатики, спортзалы. В такие помещения каждый последующий класс может войти только после проведения дезинфекции и проветривания. Кроме этого,  будет особый график посещения столовой, чтобы классные коллективы между собой не пересекались. В общем, мы постараемся всеми возможными способами обезопасить здоровье детей и взрослых в образовательных учреждениях.

На данный момент мы выполняем все предписания Роспотребнадзора. Работаем совместно с ними. К 1 сентября обязательно все будет у нас готово, и мы сможем принять детей.

В СМИ прошла информация о защитных экранах для учителей. Насколько это соответствует действительности? На ваш взгляд, что лучше: маски или экраны?

Учителям рекомендовано находиться в средствах индивидуальной защиты, но это совсем не значит, что они должны в них вести уроки. Речь идет, например, о переменах или о перемещении по территории школы в СИЗах, чтобы обеспечить собственную безопасность. Что это будет: экран защитный или маска? Вправе выбрать сам педагог. В чем ему удобнее, в том он и будет находиться.  

Один из депутатов предложил отодвинуть начало учебного года на октябрь. Стоит ли это делать, как считаете?

Об этом можно было бы говорить, если бы сегодня эпидемиологическая ситуация не позволяла начать учебный год вовремя. Но уже есть четкое решение о том, что школы могут вернуться к очному обучению. Поэтому, на мой взгляд, в переносе сроков нет необходимости, учебный год должен начаться 1 сентября. Этого ждут педагоги, дети и родители.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.