Константин Тхостов, директор лицея № 369: Мы не заставляем учеников по поводу и без идти за справкой в больницу

С 1 сентября школы живут по новым правилам. Например, нет единого времени начала уроков для всех классов, а посещение столовой — в строго отведенный час. Все это сделано, чтобы обезопасить школьников, педагогов и сотрудников образовательных учреждений. О том как справляется с выполнением рекомендация Роспотребнадзора лицей №369, рассказал его директор Константин Тхостов.

Скажите, сильно ли проивокоронавирусные правила безопасности усложнили учебный процесс для школьников?

Я бы сказал, они упорядочили, потому что позволили разновозрастной категории обучающихся приезжать к тому времени, когда у них начинаются физиологические циклы. Практика показывает, что старшеклассники на первом уроке только начинают входить в образовательный процесс, поскольку допоздна учатся, выполняя тот колоссальный объем нагрузки, который у них есть. А вот ребята младшего школьного возраста — ранние пташки, они вполне свободно приезжают к более раннему времени. Другое дело ученики первых классов. Это отдельная каста. Им нужна адаптация.

Когда приходят первоклашки в школу к первому уроку, когда старшеклассники? И какой существует временной промежуток между началом занятий в разных классах?

Первоклашки заходят после того, как зашли остальные. Но тут все разведено еще и по особенностям гардеробов, потому что классы разводятся не только по возрастам, но и по местам общего пользования, чтобы не было пересечений.

Начальные школы заходят с 8:00 до 8:50 утра, если мы говорим о 5 — 11 классах, то с 8:00 до 9:15. Последними входят учащиеся 9, 10, 11 классов, так как они не связаны никак с необходимостью сопровождения их родителями, да и лишний час поспать как раз для этой категории обучающихся наиболее значимая история.

А педагогам стало проще или сложнее работать в новых условиях?

Работа педагога вообще не бывает простой. Все, что связано с образованием детей — серьезная нагрузка. Данная ситуация добавляет соблюдение дополнительных санитарных регламентов, также появилась необходимость обучения этому не только детей, но и их родителей. Просто многие забывают, что все начинается дома. На самом деле здесь очень много работы, но классным руководителям Петербурга очень повезло — они имеют меры соцподдержки со стороны губернатора, который с 1 сентября 2020 года наделил их соответствующей доплатой помимо президентской.

Как все проходит в столовых, все ли дети успевают покушать?

Все успевают. Режим работы переформатирован ровно так, чтобы ребята могли спокойно поесть, для этого добавились еще большие перемены в распорядок наших обучающихся. Это связано как раз с необходимость выполнения всех обязательных требований, в том числе, по организации безопасного приема пищи нашими детьми. С 1 сентября напомню, в рамках поручения президента России Владимира Путина ученики начальных классов получают горячее питание за счет средств бюджета. Это дополнительная нагрузка на сотрудников пищеблока, но всегда приятно осознавать, что ты можешь справиться с подобным вызовом, тем более, что это благое дело — вкусно накормить наших ребят.

Учителя в масках и защитных экранах — похоже на сюжет какого-то постапокалиптического фильма. Как сами педагоги относятся к этому требованию?

Ношение защитных масок становится нормальным трендом. Буквально несколько лет назад мы смотрели косо на туристов из Поднебесной, которые в местах массового скопления людей были всегда СИЗах. Тогда это удивляло, но теперь мы сами пришли к тому моменту, когда средства индивидуальной защиты определяют нашу собственную культуру самосохранения и влияют на профилактику заболеваемости.

Суждение о том, что маска странный предмет, ложное. Это нормальная история с учетом того, что мы сейчас плавно входим в достаточно серьезный по развитию вирусных инфекций осенний период.

Что должна делать школа, если у ребенка на термометрии была повышена температура?

Для этого тоже прописан регламент, если ребенок пришел в школу с повышенной температурой, он изолируется в помещении медицинского кабинета. Там школьник находится под наблюдением медработников, далее происходит связь с законными представителями обучающегося, они приезжают и принимается решение о дальнейших действиях, которые работают по тому или иному сценарию.

Если ребенка по болезни не было в классе один-два дня, раньше можно было обойтись запиской от родителей, а как сейчас поступают в таких случаях? Нужно ли обязательно теперь иметь при себе справку из больницы?

Если мы родителей заставим по поводу и без обращаться в медицинские учреждения, то заставим их 24/7 работать на выписывание справок. Поэтому здесь вопрос абсолютного индивидуального взаимодействия детей и школы. Это коммуникации, выработанные и апробированные годами. Уверен — уважающая себя мама не отправит заболевшего или не вылечившегося ребенка в школу.

Можете выделить плюсы нового формата обучения?

Главный плюс в том, что это обучение очное. Напомню, необходимо очень хорошо разбираться в хитросплетениях действующего законодательства. Кто-то, видимо не разобравшись, запустил миф о существовании некой дистанционной формы. Но их существует только две: очная и заочная. Дистанционное — это средство обучение, то благо, позволяющее ребенку вне зависимости от того, где он находится в данный момент, не выпадать из образовательного процесса. Это тот прорыв, который свойственен 21 веку, чтобы школьник мог спокойно уехать, например, со своей спортивной секцией на сборы, или с творческим коллективом на фестиваль, или со своими любимыми родителями в отпуск не только в каникулярное время.

Еще одна сильнейшая сторона в том, что школа вновь становится безопасной с точки зрения соблюдения гигиенических норм и правил. И если быть предельно откровенными, мы за девяностые и нулевые просто разучились мыть руки и продукты, а сейчас сама природа диктует правила.

Также хорошо, что у образовательных учреждений появилась возможность разводить детей по возрастным или классно-урочным группам по разному времени. Это создает определенные графики для реализации школьной и внеурочной деятельности.

Хочется отметить, петербургская школа сформулировала очень сильные ответы на запросы времени.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.