Сегодня ловить нарушителей «масочного» режима может практически любой чиновник: от представителя федерального ведомства до сотрудника среднего звена администрации района. На одного жителя Петербурга приходится не менее 40 министерств, ведомств, администраций или комитетов с почти тысячью штатных должностей.
Количество чиновников и правоохранителей занимающих эти должности учету не поддается. И все они, в пределах своей компетенции, могут составлять протокол на горожан за нарушение ограничений в условиях борьбы с пандемией.
Соблюдение общественного порядка, куда входит и ношение жителями страны средств индивидуальной защиты, контролируют специальные мобильные группы, состоящие из представителей местной власти, сотрудников Министерства внутренних дел и Росгвардии. К их числу могут добавиться и казаки, которые заявили о желании поучаствовать в процессе.
Не исключено, что при ужесточении контроля, к проверяющим примкнут и дружинники, которых силовики активно привлекают к охране общественного порядка. Причем в отличие от сотрудников МВД, которые теоретически могут рассчитывать на надбавки за «поимку» злостных нарушений, последним никаких привилегий за работу с коронавирусными жителями не светит.
Отсутствие маски и нарушение карантинных мер караются тремя статьями: две КоАП РФ и одна Закона Петербурга, последний предусматривает санкцию фактически за любые противоправные действия, связанные с нарушениями ограничительных мер.
20.6.1 ч. 1 КоАП РФ: «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».
Статья устанавливает административную ответственность за нарушение режима самоизоляции, а именно, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Оштрафуют тех, кто будучи здоровым и не находящимся на карантине в связи с возвращением из-за границы или заболевания родственников (это лица не попадающие под санкции статьи 6.3) нарушили режим самоизоляции. Протокол составят, если человек вышел из дома без достаточных оснований, например, не для поездки на работу и не для получения экстренной помощи.
Санкция: для граждан предусмотрены предупреждение или штраф от 1 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц – штраф от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для ИП – штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
6.3 ч. 2 КоАП РФ: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
По статье могут привлечь только тех лиц, которым выдано (под роспись) предписание (постановление) не покидать дом: лица, контактировавшие с заболевшими коронавирусом, с подозрением на заболевание, вернувшиеся из-за границы, уклоняющиеся от лечения коронавируса.
Например, если гражданин прибыл из заграницы, он обязан выполнять требования по изоляции в домашних условиях в течение 14 дней с момента прибытия.
Санкция: штраф для граждан составляет от 15 000 до 40 000 руб. А если такие действия повлекли вред здоровью человека или его смерть, наказанием будет штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.
ст. 8-6-1 Закона Санкт-Петербурга №273-70.
Штраф по статье можно получить за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания и другое. Предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.
Неисполнение гражданами требований нормативных правовых актов Правительства Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Зачастую малопонятные большинству граждан законы, порядок их исполнения и бесконечное количество контролирующих эти законы чиновников, очевидно повышают социальную напряженность в условиях возможной второй волны коронавируса и мало помогают в борьбе с болезнью. Создается впечатление, что затраты на администрирование этих законов и содержание контролирующих их чиновников, превышают поступления, которое приходят в бюджеты от выписанных штрафов.