Мойка78 решила вспомнить, как обманывали пожилых петербуржцев в 2020 году.

Центробанк в первом полугодии 2020 года заблокировал 9,7 тысяч телефонных номеров мошенников — это почти в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. А жертвами злоумышленников все чаще становится уязвимая категория граждан — пенсионеры.

В апреле с карт петербургских пенсионеров телефонные мошенники списали почти 1,5 млн рублей. Петербуржцы в возрасте от 60 до 80 лет сообщили данные своих банковских карт злоумышленникам, которые представились сотрудниками службы безопасности Сбербанка.

Месяцем позднее мошенники не только похитили со счетов пенсионеров денежные средства, но и оформили кредит на одного из них. Ничего не подозревающие петербуржцы сообщили данные своих банковских карт представившимся сотрудниками банков злоумышленникам, которые использовали старую схему, сообщив о попытке списания средств со счетов. В итоге пожилые жители Северной столицы лишились полумиллиона рублей. А вот пенсионерке с проспекта Просвещения повезло меньше всех — на нее оформили кредит. Жительница Петербурга обратилась в отделение банка после звонка его сотрудника. В финансовой организации заявили, что от ее имени оформлена заявка на получение кредита, а позднее пенсионерка получила сообщение о том, что на ее имя оформлен займ на 132 тысячи рублей.

Из-за плохой информированности петербургские пенсионеры продолжают верить телефонным мошенникам и сообщают данные своих карт. Фото: Baltphoto

В июне стало известно, что на удочку мошенников попались еще четыре петербургские пенсионерки. Пострадавшие обратились в правоохранительные органы. Пенсионерка из Красносельского района после беседы с мнимым сотрудником банка лишилась 175,72 тысяч рублей, пострадавшая из Адмиралтейского района — 100 тысяч, Приморского — 16 тысяч, Красногвардейского — более 147,97 тысяч.

В сентябре мошенникам удалось выманить у петербургского пенсионера 2 млн рублей. Неизвестный, представившийся сотрудником службы безопасности банка, заявил о необходимости перевода средств на другой банковский счет во избежание несанкционированного списания денег. Пожилой петербуржец сам пришел в отделение банка и перевел деньги на другой банковский счет.

Об этом методе социальной инженерии Мойке78 сообщал ведущий эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов, когда общественники выдвинули “гениальную идею” по установке лимита в 10 тысяч рублей на онлайн-переводы для пенсионеров. По мнению эксперта, для противодействия злоумышленникам необходимо продолжать повышать финансовую и цифровую грамотность, а клиентам финансовых организаций – оставаться бдительными.

Вместо того, чтобы лучше информировать пенсионеров о мошеннических схемах, общественники предлагали установить лимит на онлайн-переводы для них. Фото: Pixabay.com

В октябре официальный представитель МВД Ирина Волк сообщила, что телефонные мошенники похитили со счетов шестерых петербургских пенсионеров 500 тысяч рублей. Полиция задержала мужчину и женщину, которые выбрали не совсем традиционный способ мошенничества — вместо того, чтобы представляться сотрудниками службы безопасности банка, они называли себя друзьями или родственниками. Злоумышленники рассказывали заранее придуманную историю о том, что у них якобы украли сумку с документами и банковскими картами, за которую требуют выкуп. Доверчивые пенсионеры соглашались одолжить денег.

Мойка78 напоминает пенсионерам и всем горожанам — сотрудники банков никогда не просят своих клиентов о переводе денег на сторонние счета и не запрашивают такие данные банковских карт, как пин-код и CCV, а также коды из смс-сообщений или пароли от мобильного банкинга.