Стоимость ущерба окружающей среде от несанкционированных свалок в Невском районе и новая теория в затягивании процесса их ликвидации: возможно, Смольный просто не хочет тратить средства городского бюджета ради пополнения федеральной казны.

Пожалуй, самой «горячей точкой» Невского района являются несанкционированные свалки, на ликвидацию которых в бюджете вечно не хватает средств. В этом году, например, причиной стало секвестирование бюджета из-за COVID-19, о чем Мойке78 сообщал глава Невского района Алексей Гульчук. При этом эксперт в области экологии предположил, что причина вовсе не в нехватке бюджетных средств, а в том, что свалки — это слишком доходный бизнес.

А теперь в деле затягивания процесса ликвидации свалок появилась еще одна теория.

По словам председателя регионального отделения Международного Зеленого Креста Юрия Шевчука, подсчет ущерба природе от несанкционированных свалок ведут ученые, которые высчитывают стоимость почвенного слоя, того, насколько он загублен, на какую глубину придется снимать, сколько в нем было беспозвоночных и т. д. Если оценивать в среднем, то при загубленном почвенном слое ущерб от свалки размером, допустим, 2 гектара составит около 2 миллионов рублей, отмечает эксперт.

Согласно адресной программе по ликвидации несанкционированных свалок на территории Невского района, размещенной на сайте районной администрации, в сумме они занимают площадь 18,6 тысячи квадратных метров, то есть 1,86 гектара.

Отметим, в адресную программу по ликвидации вошли далеко не все несанкционированные свалки, поскольку в бюджете не нашлось средств.

Примечательно, что первым пунктом в списке предписанных к ликвидации объектов выступают железобетонные конструкции, которые администрация Невского района установила для борьбы с несанкционированными свалками. Как отмечал Гульчук, именно эти конструкции решили проблему. А теперь, как ни иронично, они попали в адресную программу по ликвидации свалок в роли отходов.

В чем же суть теории и при чем тут федеральная казна.

Как уже говорилось ранее, оценка вреда окружающей среде — дело ученых, за услуги которых должен заплатить комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга (глава комитета Денис Беляев. — Прим. ред.). При этом, как отмечает Шевчук, деньги эти уходят с концами, поскольку сумма, которую нарушителя обязывают выплатить по итогам проведенной учеными экспертизы, уходит в федеральную казну. Таким образом, город отдает средства регионального бюджета на экспертизу, чтобы в итоге пополнить федеральный. Вот поэтому, может, и не находится в бюджете средств на ликвидацию свалок в Невском районе.

Возможно, если бы экспертизы проводились чаще, то и нарушителей было бы меньше. Кому захочется платить штраф и за несанкционированную свалку, и за нанесение вреда окружающей среде.

Кстати, жалобы жителей Невского района на ухудшение состояния здоровья из-за несанкционированных свалок, о которых Мойке78 рассказали в Общероссийском народном фронте, действительно небезосновательны. И дело не только в выделяемых ими в воздух вредных веществах.

Как отмечает Шевчук, вред, наносимый свалками, зависит от того, что туда свалили. В Невском районе это главным образом строительные отходы. При разложении они выделяют вредные вещества в воздух, воду, почву, затем смываются и попадают в биоту — какие-то животные ими питаются, кто-то ест этих животных и т. д.

Иногда таким образом могут отравиться и люди, если будут употреблять отравленную неочищенную воду. Умереть от этого, конечно, вряд ли получится, но общее ухудшение качества жизни будет заметно. С годами вред здоровью может быть серьезнее. Может пойти осложнение на внутренние органы — печень и селезенку, считает эксперт.

Вот так, похоже, Смольный не хочет в ущерб себе пополнять федеральную казну, а расплачиваются за это петербуржцы и местные флора и фауна.

Ранее Мойка78 сообщала о жалобах жителей Невского района на реку на Шелгунова и трясину на Ново-Александровской.