Весной 2020-го, в разгар пандемии коронавируса, массового введения ограничений на работу предприятий, российское правительство анонсировало программу поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: льготные кредиты под 2% годовых. Главное требование Министерства экономического развития — сохранение численности персонала.

На самом же деле оказалось, что лишь треть предпринимателей, получивших льготный кредит, способны выполнить условие по сохранению штата, — результат мониторинга эффективности антикризисных мер государственной поддержки, проведенный аппаратом Бориса Титова, уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

По словам бизнес-омбудсмена, почти половина предпринимателей, воспользовавшихся господдержкой, нуждается в реструктуризации долгов, а еще 9,3% считают, что будут вынуждены закрыть бизнес.

Некоторые из опрошенных Мойкой78 петербургских бизнесменов, воспользовавшиеся льготным кредитованием, оказались на грани банкротства: банки требуют досрочного погашения кредита в течение 3 месяцев, причем уже не под 2% годовых, а под 15%.

В нормативных актах сказано, что льготные условия действуют, пока заемщик сохраняет численность персонала на уровне не ниже 80% численности работников на 1 июня 2020 года. А если заемщик сумеет к марту 2021 года сохранить штат на уровне 90% численности на 1 июня 2020-го, то государство погасит полностью всю задолженность.

Проблема оказалась там, где ее совсем не ждали: в учете численности персонала.

В Минэке не учли всех тонкостей статистики, когда составляли нормативные акты. В соответствии с постановлением правительства, источником информации для банкиров стали сведения о численности работников, подаваемые предпринимателями в Пенсионный фонд. Он, в свою очередь, передает данные в налоговую, а она уже — банкирам.

В результате из-за сроков предоставления отчетности получилось так, что по состоянию на 1 июня банкирам доступны сведения о численности персонала заемщика только по итогам апреля, а не фактическое число оставшихся тружеников: с конца марта 2020-го, после объявления президентом России Владимиром Путиным каникул за счет работодателей, начались массовые сокращения персонала — к началу июня в большинстве компаний остался необходимый минимум людей. И если отталкиваться от реальных значений июня, то да, многие компании не только больше не сокращали людей, но даже с осени наращивают штат. Но банкиры-то взяли за точку отсчета апрель-май. А не всем удалось вернуть занятость к апрельским значениям из-за падения спроса и доходов.

Несмотря на то что были соблюдены все условия программы, с конца ноября Сбербанк присылает уведомления о том, что компания не выполнила требования программы,
— говорит в беседе с Мойкой78 сотрудник ООО «Туристическая фирма «Меркурий» Виктория Пивовар.

Обращения в Минэк, налоговую, пенсионный фонд и в другие ведомства результата не принесли, утверждает Пивовар.

Все ответы очень банальны, никак не конкретизированы. Получился замкнутый круг при решении проблемы. Наконец, обратились к уполномоченному при президенте РФ, где получили ответ, что проблематика такая существует и на федеральном уровне будет рассмотрен вопрос о корректировке штатных сотрудников,
— рассказывает Пивовар.

Она оценила текущие убытки от государственной поддержки в четверть миллиона рублей.

В аппарате уполномоченного по защите предпринимателей Бориса Титова констатируют факт, что многие добросовестные предприниматели выполнили условие сохранения численности работников, но оказались под угрозой банкротства.

Эта государственная инициатива оказалась не помощью предпринимателям, а дополнительной возможностью банкиров заработать, возмущается Мария Ушакова, глава и совладелец туристической компании «Арт-Тревел».

У нее большие вопросы к банку, почему он спустя три месяца с начала программы господдержки, когда уже появились разъяснения от Министерства экономического развития по поводу расчета численности персонала, все равно выдал кредит компании, хотя было понятно, что она не выполнит условия программы.

Видимо, просто хотели повысить отчетность по выданным кредитам,
— предполагает Ушакова.

Борис Титов спешит успокоить предпринимателей, заявляя, что президенту РФ о проблеме доложил. Вся надежда теперь на главу государства. Предпринимателям бы деньги вернуть, которыми завладели банкиры, потому что в правительстве упустили из виду важные детали.