Вопрос управления многоквартирными домами всегда актуален для жителей, которым не безразлично, что происходит в их доме и дворе. Однако некоторые собственники квартир, не вникая в текущие проблемы, стараются решить их путем смены УК. Но действительно ли это путь к разрешению ситуации — неизвестно. Эксперты «Мойки78» изучили рынок ЖКХ и выделили ключевые позиции, которые характеризуют управляющую компанию как хорошую или не очень.
Доступность и надежность
Один из примеров успешного управления в Петербурге — УК «Эталон Сервис». Сейчас в портфеле компании 44 многоквартирных дома. В ближайшие годы эта цифра вероятно увеличится. Дело в том, что в Невском районе продолжает разрастаться жилой комплекс «Цивилизация». Собственники уже сданных объектов пользуются услугами «Эталон Сервиса» и советуют организацию потенциальным соседям в еще строящихся домах.
«Нам есть с чем сравнить. Живя в самой «Цивилизации», могу сказать что качество на высоте. УК моментально решает проблемы, если они есть»,— написала отзыв пользователь интернет-сервиса для покупки и аренды жилья Циан.
По своему опыту управляющая организация знает, какие критерии для работы компании наиболее важны. Один из них — доступность, но не только в интернете или по телефону — необходима непосредственная близость офиса к контролируемому жилому дому. В конце концов, собственники должны знать в лицо, кто для них работает.
«Есть компании, которые считают это не важным фактором и думают, что управлением можно заниматься из другого города, но это не так. Эффективно решать проблемы можно только на месте, общаясь лично с собственником, находясь внутри»,— уверен генеральный директор УК «Эталон Сервис» Александр Завальнюк.
Еще один серьезный пункт при выборе организации — это ее надежность. Проверить это позволит изучение рынка. В данном случае необходимо просмотреть лицензию и финансовые показатели компании, количество лет на рынке и наличие задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями. У УК «Эталон Сервис» все документы находятся в открытом доступе на сайте. Также интересующие сведения можно найти на сайте ГИС ЖКХ. Помимо этого, к фактору надежности относится квалификация персонала УК, в частности, слесарей, сантехников и электриков, а также опыт и компетенция специализированных подрядных организаций, обслуживающих лифты, системы противопожарной безопасности и прочее.
«Все эти сведения должны быть в открытом доступе. Еще советую читать отзывы клиентов о качестве предоставляемых услуг. Например, на нашем сайте можно прочесть реальные сообщения жильцов. Мы сами заинтересованы в том, чтобы собственники были довольны»,— резюмировал Александр Завальнюк.
Цена и качество
Стоимость услуг — критерий, который имеет «большой вес» при выборе управляющей организации. Лишь немногие собственники могут себе позволить дорогостоящие услуги домоуправления, которые включают чуть ли не гостиничный сервис. В основном же людям нужно достойное соотношения цены и качества, дающее четкую уверенность, что в доме чисто и все необходимое работает как часы.
Тем временем, некоторые молодые участники рынка либо сразу заявляют о том, что их услуги не будут дешевле, ссылаясь на желание преобразить дом, либо наоборот — привлекают клиентов заманчивыми ценами, активно демпингуют, а также пытаются выполнять исключительно ремонты и благоустройство в МОПах в ущерб необходимым, но невидимым для рядового собственника работам по инженерным коммуникациям, ИТП и слаботочным системам.
«Чем компания больше, тем она может предложить тарифы ниже в части жилищных услуг . Поэтому небольшие неопытные компании, как правило, предлагают высокие тарифы, либо в начале своей деятельности скрывают этот факт, а потом резко или постепенно повышают»,— объясняет Александр Завальнюк.
В подтверждении этих слов, одна из пользователей соцсети «ВКонтакте» в группе «ЖК Цивилизация. Дольщики» рассказала про опыт своих знакомых, которые решили пойти путем ТСЖ, но прогадали с выбором.
По словам интернет-пользователя Елены Губенко, ее знакомые избрали председателя ТСЖ, который обещал преобразить дом до уровня бизнес-класса. Но когда дошло до дела, начались неплатежи за жилищно-коммунальные услуги, у председателя обнаружилась нехватка профессиональных знаний, посыпались иски от поставщиков ресурсов. Кроме того, не доставало квалифицированных сотрудников и хорошей аварийной службы.
Лояльность администраций
Не секрет, что управляющие компании как форма работы с многоквартирными домами нередко превосходит ТСЖ. Например, по словам экспертов, чтобы товарищество собственников работало хорошо — среди жильцов должны быть не только активисты, требующие всего и сразу, но и граждане, имеющие соответствующие навыки и опыт руководства большим количеством людей, а это встречается далеко не всегда. Плюс времени на это хватает не у всех, так как домоуправление — это настоящая трудозатратная работа. Еще одна причина — лояльность администраций к УК, им зачастую гораздо проще работать с известной стабильной компанией, с которой уже давно налажен рабочий контакт.
«С управляющими компаниями работать проще, там сразу видны профессионалы своего дела, которые занимаются этой сферой деятельности не первый год. У них за плечами огромный опыт»,— рассказывают в пресс-службе администрации Центрального района Петербурга.
Специалисты «Мойки78» также выяснили, что плюс управляющих компаний еще и в том, что они берут на себя все заботы по содержанию и ремонту многоквартирных домов. Тем временем, ТСЖ или другие объединения жильцов вынуждены заниматься этим самостоятельно. Кроме того, если жильцы дома задерживают выплаты, что бывает достаточно часто, УК может провести запланированные работы за собственные средства, а вот когда домом управляют собственники, об это не может быть и речи, так как каких-либо накоплений у таких организаций нет. Особенно эту проблему подчеркнула пандемия, во время которой количество неплательщиков значительно увеличилось.
Но главное заключается в другом — в современном ритме жизни у людей просто нет времени самим заниматься домоуправлением. Это отнимает много сил и времени, которые горожане предпочитают потратить на родных и близких после длинного трудового дня. В конце концов — главный критерий успешной работы компании — когда люди живут своей привычной жизнью, четко знают за что они платят и взамен получают достойное качество услуг.