Максим Щербаков больше не директор Дома ветеранов войны и труда №1 в Павловске. По крайней мере, до окончания расследования уголовного дела о взятке в особо крупном размере, в получении которой он обвиняется. Как минимум до середины мая чиновник будет коротать время в камере следственного изолятора.
Для следящих за криминальной хроникой Петербурга появление Щербакова в статусе фигуранта уголовного дела удивительным не стало. Ведь возглавлявшийся им еще с 2000 года Дом ветеранов мелькает в материалах уже нескольких уголовных дел.
Обманутые старики
О первом стало известно в марте 2019 года. Тогда на прием к председателю СК РФ Александру Бастрыкину пришли три пенсионерки, рассказавшие, что стали жертвами мошенников из так называемого «Фонда социальной защиты пенсионеров».
Название звучало прилично, внушая старикам мысль, что это нечто вроде государственной структуры. Тем более что и сотрудники представлялись чиновниками и даже представителями городского правительства. Реклама звучала по радио, мелькала в газетах, пестрела в интернете, выглядывала из почтовых ящиков. Да и делом «соцзащитники» занимались благородным: брались устроить одиноких стариков в знаменитый Дом ветеранов в Павловске, где непременно будут созданы райские условия, такие желанные на склоне лет.
Схема обмана, как установили следователи, была следующая. Престарелый человек обращался в Фонд, который квартировал на Московском проспекте. Его предупреждали: раз государство берет на себя заботу о вас, ему нужно «отписать» квартиру. Некоторые не глядя подписывали спешно подсовывавшиеся бумажки, которые оказывались доверенностью на проведение сделок, договором дарения либо купли-продажи.
Заботливые «соцзащитники» порой даже выдавали 100-200 тыс. рублей на переезд. Обрадованные пенсионеры, ветераны, блокадники селились в Павловске, но отнюдь не в тех условиях, на которые рассчитывали. Кто-то был вынужден делить комнату с несколькими соседями, а некоторые позже жаловались следователям, что их плохо кормили.
К поиску обремененных жильем стариков «соцзащитники» подключали и добровольцев. Призывали в соцсетях «поучаствовать в судьбе пожилого человека для помощи ему», обещали за каждого пенсионера награду от 100 тыс рублей. Называлось это красиво: программа «Содействие».
Одинокие старики только спустя какое-то время узнавали: чтобы поселиться в доме престарелых, не нужно отдавать квартиру государству. Находящаяся в собственности недвижимость так и остается у человека, поселяющегося в доме престарелых. Он всего лишь платит часть пенсии за государственную услугу — проживание, питание, медицинское обслуживание. Либо поступает на платное отделение, где берут, согласно действующему прейскуранту, около 2 тыс. рублей в сутки. Но в этом случае жилье тем более никому не передается.
Арест и приговор
Сначала наручники застегнули на запястьях гендиректора «Фонда…» Анастасии Королевой, сотрудника Дмитрия Чернова, а также сожителя руководительницы фирмы Алексея Фомина, в котором следствие видело организатора преступной группы. Согласно открытым базам данных, Алексей Фомин является учредителем десятка компаний в разных городах страны с одним и тем же названием — ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров».
Как полагает следствие, в период с 2017 по 2018 год члены организованной преступной группы мошенническим путем приобрели права на 6 квартир потерпевших, причинив им ущерб на общую сумму более 22 млн 500 тыс. рублей,— сообщали в ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу после задержания фигурантов.
Уже тогда следователи понимали: потерпевших гораздо больше, но вряд ли в силу преклонного возраста все они живы. Ведь только на гендиректора Фонда было записано около полусотни объектов недвижимости. Но в суд дело ушло только с восемью похищенными квартирами общей стоимостью более 27 млн рублей. Зато с шестью обвиняемыми: первоначальной троице компанию на скамье подсудимых составили Елена Фомина, Татьяна Зотько и Марина Корулина.
Тогда многие ждали, что вот-вот всплывет какой-нибудь темный эпизод и в биографии директора Дома ветеранов. Тем более что в Павловске тоже проводились обыски. В то, что мошеннический конвейер, поставляющий стариков в обмен на квартиры, мог длительное время действовать незаметно от руководства «принимающей стороны», верилось слабо. Но «соцзащитники», похоже, хранили на сей счет молчание.
Зато свою вину признавали и даже компенсировали части потерпевших ущерб. Разумеется, благодаря тому, что следствие арестовало их имущество. В августе 2020 года Смольнинский районный суд назначил только Фомину и Чернову по три года колонии общего режима. С учетом времени, проведенного в СИЗО, рассчитывающегося день за полтора, осужденные отделались легким испугом.
Их подельницы — еще легче, получив чисто символический условный срок. Это притом, что ч. 4 ст. 159 УК РФ предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
Новые эпизоды
В конце января 2021 года стало известно, что сотрудники ГСУ СК России (с дислокацией в Санкт-Петербурге) ведут еще одно дело в отношении Алексея Фомина и компании. Обвиняемых уже восемь, похищенных квартир — полтора десятка, потерпевших — 19 человек.
Хотя в новом деле «соцзащитников» тоже все вертелось вокруг Дома ветеранов, за его директором опять не пришли. Это случилось чуть позже. Предполагаемые взяткодатели только на первый взгляд не имеют отношения к «соцзащитникам» Фомина, хотя действовали по той же схеме: квартира в обмен на койко-место в Доме ветеранов в Павловске.
Как сообщили в объединенной пресс-службе судов, от некоего ООО «РоссРента» Максим Щербаков еще в 2014 году получил в качестве взятки квартиру в Спасском переулке. Рыночная цена — 4,8 млн рублей, а по документам — 1 млн. Недвижимость записали на жену директора Дома ветеранов.
Сеть на всю страну
Согласно открытым данным, учредителем и гендиректором «РоссРенты» является некий Александр Базымянский. Человек с таким же ФИО с января 2020 года регулярно обжалует в Санкт-Петербургском городском суде продление собственной меры пресечения в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве в особо крупном размере.
Этот же господин фигурирует в качестве учредителя ООО «Центр социального содействия и помощи пенсионерам и ветеранам». Основной род деятельности — «предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам». Генеральным директором этой конторы числится некий Павел Минаев. То же имя можно найти на сайте суда рядом с именем Александра Базымянского. И статья УК РФ та же — мошенничество.
Обе фирмы зарегистрированы по одному и тому же адресу — Московский, 79а. А в другое крыло здания не один год приходили пожилые петербуржцы в ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров», возглавлявшееся Анастасией Королевой.
При этом Александр Базымянский был учредителем четырех ООО «Фонд социальной защиты пенсионеров» — в Красноярске, Москве, Самаре, Ростове-на-Дону. Всего же в стране насчитывалось 18 фирм с аналогичным названием и схожим родом деятельности, указанном в регистрации.
Учредителем 11 из них являлся Алексей Фомин, в некоторых случаях в равных долях с Александром Базымянским. Сейчас действующими числятся только два юрлица. Но каков был размах…